решение об оспаривании решения жилищной комиссии



                                    Дело №2- 4593/12

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

16 августа 2012 года                             город Казань

Ново - Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи      Фирсовой М.В.,

при секретаре судебного заседания Хабиевой Д.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фазилова Н.М. об оспаривании решения жилищной комиссии МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО города Казани» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о возложении обязанности принять на учет нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Фазилов Н.М. обратился в суд заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование заявления указано, что ранее Фазилов Н.М. проживал и был зарегистрирован в ... ... ... ..., предоставленной ему по месту работы КМПО имени Горбунова. В --.--.---- г. году заявитель из-за трудного материального положения вынужден был уехать и трудоустроиться в другом населенном пункте. По возвращению обнаружил, что по месту его регистрации проживают другие люди.

Решением ... ... ... ... от --.--.---- г. Фазилов Н.М. признан утратившим права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... ..., ... ..., и снят с регистрационного учета. В настоящее время регистрации по мету жительства Фазилов Н.М. не имеет.

С --.--.---- г. года Фазилов Н.М. вынужден проживать по месту жительства своей сестры по адресу: ... ..., ... ...

Являясь нуждающимся в жилом помещении, Фазилов Н.М. обратился в МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом предоставил все необходимые документы. Однако в удовлетворении заявления ему было отказано, в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства. Заявитель просит признать решение МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» об отказе в поставке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, и обязать МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме, уточнив требования, просил признать незаконным решение жилищной комиссии МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» от --.--.---- г..

Представитель ответчика МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» требования не признала. Пояснила, что жилищной комиссией МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» от --.--.---- г. Фазилову Н.М. было обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Татарстан от --.--.---- г. №-- «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Место жительства определяется местом регистрации гражданина. Фазилов Н.М. места регистрации в Ново-Савиновском, ... ...х ... ... не имеет. Таким образом, основания для принятия Фазилова Н.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» отсутствовали.

    Выслушав заявителя, представителя МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...», исследовав представленные доказательства, а также письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом принятие указанных граждан на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений на условиях социального найма осуществляет орган местного самоуправления (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

На основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

Из материалов дела усматривается, --.--.---- г. Фазилов Н.М. по месту своего фактического проживания обратился в МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также признании его малоимущим.

Решением жилищной комиссии МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» от --.--.---- г. Фазилову Н.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказ в постановке заявителя на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях жилищной комиссией МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» мотивирован со ссылкой на пункт 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31 «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», согласно которым принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (регистрации). Фазилов Н.М. же постоянной регистрации не имеет.

В ходе судебного заседания представитель МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» пояснила, что основанием для отказа в удовлетворении заявления Фазилова Н.М. послужило отсутствие у последнего регистрации по месту жительства в Ново-Савиновском или в ... ...х ... .... Представленные заявителем документы на предмет наличия оснований признания Фазилова Н.М. малоимущим и постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилищной комиссией не рассматривались.

Суд считает, что решение жилищной комиссии МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» от --.--.---- г., является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что --.--.---- г. на период работы в АООТ «---» Фазилову Н.М. была предоставлена жилая площадь в общежитии, расположенном по адресу: ... ..., где заявитель был зарегистрирован в установленном законом порядке. После увольнения из указанной организации --.--.---- г. Фазилов Н.М. проживал за пределами ... ....

В 1997 году на основании ордера комната 66 ... ... была предоставлена Газизуллиной Д.Ф.

Решением ... ... Республики Татарстан от --.--.---- г. Фазилов Н.М. признан утратившим права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... ..., ... ..., и снят с регистрационного учета.

В настоящее время регистрации по месту жительства Фазилов Н.М. не имеет.

В соответствии с часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В ходе судебного заседания установлено, что на протяжении длительного периода времени Фазилов Н.М. проживает по месту жительства своей сестры ФИО6 в жилом помещении, расположенном по адресу: ... ..., ... .... В данном жилом помещении также помимо Ивановой С.М. проживает её муж Иванов В.П. и сын Колодюк А.С.

Согласно кадастровому паспорту помещения площадь данного жилого помещения составляет №-- квадратных метров.

Факт проживания Фазилова Н.М. по адресу: ... ..., ... ... подтвердили в суде опрошенные в качестве свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8

Так ФИО6 пояснила, что она приходится Фазилову Н.М. сестрой. Фазилов Н.М. с --.--.---- г. года проживает в жилом помещении, занимаемом ее семьей, по адресу: ... ..., ... ... общей площадью --- квадратных метров. Указанное жилое помещение выделено для проживания ее мужу по месту работы ООО «---». Проживание Фазилова Н.М. в данном жилом помещении носит вынужденный характер, поскольку какого-либо другого жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, у него не имеется, жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, также отсутствует. По месту регистрации по адресу: ... ..., ... ... Фазилов Н.М. не имел возможности проживать, поскольку данное жилое помещение было занято другими лицами. Решением ... ... Республики Татарстан от --.--.---- г. Фазилов Н.М. снят с регистрационного учета по данному адресу.

Свидетель ФИО7 пояснила, что она проживает по адресу: ... ..., ... ... Между ней и ФИО6 сложились приятельские отношения. Помимо ФИО6 в ... ... проживают ее муж, сын и брат Фазилов Н.М. Брат проживает по данному адресу несколько лет.

Аналогичные пояснения даны свидетелем ФИО8, проживающей в ... ... ... ....

Кроме того, факт проживания Фазилова Н.М. по адресу: ... ..., ... ... также подтверждается справкой УУП ОП№-- «Гагаринский» от --.--.---- г., согласно которой Фазилов Н.М. проживает по указанному адресу --.--.---- г. года совместно с сестрой ФИО6, мужем сестры ФИО4 и сыном ФИО5

Допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном, суду МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» не представлено, тогда как в соответствии с положениями статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности и обоснованности оспариваемого решения лежит на органе, который принял оспариваемое решение.

Доводы представителя МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» о том, что у Фазилова Н.М. также как и у семьи его сестры ФИО6 отсутствуют правовые основания для проживания в жилом помещении по адресу: ... ..., ... ... правового значения при разрешении настоящего гражданского дела не имеют.

При принятии и рассмотрении заявления Фазилова Н.М. документов, свидетельствующих о фактическом месте его проживания, МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» истребовано не было.

Тогда как, в соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства.

Конституция Российской Федерации (часть 3 статья 55) допускает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению права граждан.

Таким образом, отказ МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» в постановке Фазилова Н.М. на учет, нуждающихся в жилых помещениях, по формальным основаниям, а именно в связи с отсутствием у последнего регистрации по месту жительства, нарушает конституционное право заявителя на жилище, закрепленное в части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, поскольку делает невозможным его реализацию, ставя это в зависимость от наличия регистрации и, следовательно, от наличия жилого помещения, признаваемого местом постоянного или преимущественного проживания гражданина. Тогда как обращение Фазилова Н.М. МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» связано с нуждаемостью последнего в жилом помещении для проживания.

При наличии данных заявление Фазилова Н.М. о признании решения жилищной комиссии МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» незаконным, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Решение жилищной комиссии МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» от --.--.---- г. подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений относятся

установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Поскольку в ходе судебного заседания установлено, что представленные заявителем документы на предмет наличия оснований признания Фазилова Н.М. малоимущим и принятия его на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, жилищной комиссией по существу не рассматривались, а признание гражданина малоимущим законодательством отнесено к прерогативе органов местного самоуправления, суд считает необходимым обязать МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» заявление Фазилова Н.М. о признании его малоимущим и принятии на учет, нуждающихся в жилых помещениях, рассмотреть по существу и принять решение с учетом представленных заявителем документов.

В соответствии с частями 2,3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Фазилова Н.М удовлетворить частично.

Признать решение жилищной комиссии МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» от --.--.---- г. об отказе Фазилову Н.М. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.

Обязать МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» заявление Фазилова Н.М. о признании его малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, рассмотреть по существу и принять решение с учетом представленных заявителем документов.

В суд и Фазилову Н.М. должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Ново-Савиновский районный суд ... ... Республики Татарстан с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                         М.В.Фирсова