о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и назначении досрочной пенсии



Дело №2-5710/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 года

Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,

при секретаре Ибрагимовой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайхуновой З.Ш. к Управлению Пенсионного Фонда России в <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью,

у с т а н о в и л:

Сайхунова З.Ш. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда России в <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной, решением УПФР ей в назначении указанной пенсии отказано.

Истица считает отказ незаконным, просит признать ее право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента подачи в УПФР заявления.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил факсимильной связью письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, с иском не согласны.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 этого же закона возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии.

Решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемой выслуги - 30 лет.

Как следует из названного Решения УПФР, в стаж лечебной деятельности истицы не включены периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора по санитарно-просветительской работе <данные изъяты> станции, так как наименование должности не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением СМ РСФСР №464);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в здравпункте «<данные изъяты>», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей…, а также работодателем не представлены индивидуальные сведения за 2009г. в отдел персонифицированного учета.

Как следует из трудовой книжки истицы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проработала в должности инструктора по санитарно-просветительской работе <данные изъяты> станции.

Как пояснила суду истица, ее должность инструктора по санитарно-просветительской работе <данные изъяты> станции относилась к среднему медицинскому персоналу, а потому в указанный период она занималась лечебной деятельностью.

Согласно п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004. №2-П, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

В соответствии с действовавшим в оспариваемый период Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения №1397 от 17 декабря 1959 года, в стаж работ, которые давали право на назначение досрочной пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, включались периоды работы по специальности в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения.

Учитывая, что в оспариваемый период истица работала в должности инструктора по санитарно-просветительской работе <данные изъяты> станции, основываясь на приведенных положениях Постановления и Определения Конституционного Суда, суд полагает, указанный период работы истицы подлежит включению в стаж работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью, поскольку, в период, когда истица осуществляла эту деятельность, она, в соответствии с действовавшим законодательством, подлежала включению в соответствующий стаж по выслуге лет, данный период составляет 1 год 11 месяцев 15 дней.

При этом, учитывая что место работы истицы было расположено в сельской местности, данный период должен быть рассчитан, как «один год - за один год и три месяца», так как в соответствии с п.п. «а» п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и поселке городского типа, год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

Кроме того, как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проработала в должности медицинской сестры в здравпункте «<данные изъяты>».

При этом УПФР мотивировало отказ о включении указанного периода в специальный стаж тем, что наименование данного учреждения в разделе «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, не предусмотрено.

В «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ( далее - «Список…») в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность медсестра кабинета.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами истицы о том, что несмотря на то, что в оспариваемый период работала в здравпункте «<данные изъяты>» в должности медицинской сестры, однако данный здравпункт <данные изъяты> находился в штатном расписании персонала Кардиологического диспансера г. Казани и соответственно находился в структуре здравоохранения города Казани.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами.

Суд считает установленным, что выполняемая Сайхуновой З.Ш. в оспариваемый период работа, являлась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При таких обстоятельствах период работы Сайхуновой З.Ш. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проработала в должности медицинской сестры в здравпункте «<данные изъяты>» подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Данный период времени составляет 17 лет 11 месяцев 11 дней.

С учетом 10 лет 6 месяцев 29 дней, засчитанных УПФР, лечебный стаж истицы на день обращения в УПФР с заявлением превысит требуемые 30 лет.

Таким образом, требования Сайхуновой З.Ш.. о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью обоснованны и подлежат удовлетворению.

Надлежащим государственным органом, ответственным на назначение пенсии, является Управление пенсионного фонда России в <адрес>, поэтому суд считает необходимым, признав отказ в назначении пенсии незаконным, обязать Управление пенсионного фонда устранить допущенное нарушение закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12,56, 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Сайхуновой З.Ш. к Управлению Пенсионного Фонда России в <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью удовлетворить.

Признать право Сайхуновой З.Ш. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного Фонда России в <адрес> назначить Сайхуновой З.Ш. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме.

Судья (подпись) Курбанова Р.Б.

Копия верна.

Судья: Курбанова Р.Б.