об обязании перечислить денежные средства



Дело №2-5727/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 г.

Ново-Савиновский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Вишневской О.В.

при секретаре судебного заседания Новиковой Ю.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Билалова С.Я. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ОАО «АК БАРС» Банк об обязании перечислить денежные средства,

установил:

Билалов С.Я. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - МТЗ СЗ РТ), ОАО «АК БАРС» Банк о признании права собственности на субсидию. В обоснование иска указал, что его маме - Билаловой Н.Б. выделена субсидия за счет средств Федерального бюджета в размере № рублей на приобретение жилья. 15 июня 2010 года Билалова Н.Б. по договору купли-продажи приобрел у Габдрахмановой Р.Х. квартиру, находящеюся по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> получил свидетельство о государственной регистрации права; договор купли-продажи и свидетельство предоставлены ответчикам. По указанному договору часть стоимости квартиры в размере № рублей должна быть выплачена МТЗ СЗ РТ после государственной регистрации договора путем перечисления с блокированного целевого счета на счет продавца квартиры. 26 августа 2010 года Билалова Н.Б. умерла, в связи с чем, в перечислении денежных средств ответчиками отказано. Считая отказ незаконным, истец просит признать за ним право собственности на субсидию, включить эту сумму в наследственную массу. Обязать ответчиков произвести оплату договора купли-продажи путем перечисления выделенной на имя Билаловой Н.Б. субсидии в размере № рублей на имя продавца Габдрахмановой Р.Х. Взыскать расходы по оплате госпошлины в размере № руб.

В судебном заседании от 29 ноября 2010 года представитель истца уточнила исковые требования, просила обязать банк перечислить денежные средства на счет продавца. Суду пояснила, что ее доверитель принял наследство, обратившись к нотариусу, который отказался выдать справку для настоящего дела, а также он принял наследство фактически, поскольку по день смерти наследодателя проживал совместно с ним в одном жилом помещении по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика МТЗ СЗ РТ в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве просил отказать в иске, указывая, что право на получение субсидии не может перейти к наследникам и третьим лицам.

Представитель соответчика ОАО «Ак Барс» Банк иск не признал, в обоснование доводов указал на то, что субсидия поступила на блокированный счет Билаловой Н.Б., но выдать данные денежные средства банк вправе только по заявлению наследника, принявшего наследство, который предъявит в банк свидетельство о праве на наследство; без документа банк не может выдать деньги или перечислить их в пользу третьего лица.

Третье лицо Габдрахманова Р.Х. в суд не явилась, извещена.

Учитывая надлежащее и своевременное извещение всех участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 10 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки, установленным для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В соответствии со ст. 23.2 названного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

В соответствии с п.1 Постановления Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" (далее - Постановление) установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

В соответствии с п.3 Постановления, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

В соответствии с п.6 и п.7 «Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" (далее- Положение), Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.

Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартиры в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.

После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.

В соответствии с п.11 Положения, в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.

..В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

В соответствии с п.13 и п.14 Положения, после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.

Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании, руководителем территориального органа социальной защиты в адрес Билаловой Н.Б. - вдове ветерана ВОВ направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере № рублей, в котором Билалов С.Я., действуя в интересах Билаловой Н.Б., расписался о своем согласии на ее получение.

02.07.2010г. Билалова Н.Б. заключила с ОАО «Ак барс» банком Договор банковского (текущего) счета № категории «Жилье ветеранам».

В целях приобретения жилья за счет выделенной субсидии 15 июля 2010 года Билалов С.Я. от имени Билаловой Н.Б. заключил договор купли-продажи <адрес> стоимостью № рублей.

Согласно п.4 Договора, расчет производится следующим образом: 943 200 руб. будут выплачены после государственной регистрации настоящего договора за счет средств Федерального Бюджета, зачисляемых на отдельный блокированный целевой счет категории «Жилье ветеранам», открытый на имя Билаловой Н.Б. № в Мензелинском филиале ОАО «АК БАРС» Банк, на счет № категории А, до востребования открытый в Набережночелнинском филиале ОАО «АК БАРС» Банка на имя Габдрахмановой Р.Х.

19 июля 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдано свидетельство о государственной регистрации права Билаловой Н.Б. на <адрес>.Челны.

В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Направление получателю субсидии соответствующего уведомления свидетельствует о ее выделении из федерального бюджета в форме субвенций.

Представитель истца суду пояснил, что все документы, необходимые для перечисления полученной субсидии на счет продавца, были предоставлены в территориальный орган МТЗ СЗ РТ еще при жизни Билаловой Н.Б., но перечисление не было произведено по неизвестным причинам.

Согласно свидетельству о смерти, Билалова Н.Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд находит установленным, что Билаловой Н.Б. при жизни из федерального бюджета 2010г. была выделена субвенция для приобретения жилья, в установленном законом порядке на выделенные государством средства с привлечением личных средств она приобрела право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>, <адрес>.

Однако МТЗ СЗ РТ, в нарушение установленных приведенными Постановлением и Положением сроков, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных из федерального бюджета денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии с последующим переводом их продавцу.

Из пояснений представителя банка следует, что денежные средства поступили на блокированный счет Билаловой Н.Б., но операция по переводу данных денежных средств на счет продавца квартиры не была завершена в виду смерти Билаловой Н.Б.

Согласно пунктам 2, 4 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Как установлено судом, истец является сыном и наследником умершей Билаловой Н.Б., совместное проживание истца с наследодателем свидетельствует о фактическом принятии наследства.

Учитывая, что право собственности Билаловой Н.Б. на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, возникший спор напрямую затрагивает права истца, как наследника умершей, в связи с чем, суд полагает, что истец вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010г. №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что в силу части 2 ст. 44 ГПК РФ) лишь по требованиям о взыскании фактически начисленных потерпевшему в счет возмещения вреда, но не выплаченных ему при жизни сумм.

В рассматриваемом судом случае право на получение субсидии на приобретение жилья неразрывно связано с личностью получателя субсидии, но в ситуации, когда таковая фактически выделена, но не выплачена путем зачисления на блокированный счет получателя субсидии с дальнейшим переводом денежных средств на счет продавца жилого помещения, выделенная из федерального бюджета сумма, носящая как целевой, так и адресный характер, входит в наследственную массу.

Таким образом, в состав наследства входит приобретенная наследодателем квартира с наложенным обременением в пользу продавца в виду непоступления на счет продавца денежных средств, и имущественное право требования перечисления поступивших из федерального бюджета денежных средств в виде субвенции, выделенных наследодателю при его жизни, с открытого блокированного счета наследодателя на счет продавца квартиры.

Изложенные в отзыве МТЗ СЗ РТ доводы о том, что умершая не может воспользоваться денежными средствами подлежат отклонению, поскольку, обязанность в перечислении этих денег на счет продавца возникла у МТЗ СЗ РТ еще при жизни Билаловой Н.Б.

Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Обеспечение ветеранов войны, членов их семьи субсидиями за счет Федерального Бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство - в лице Министерства Финансов РФ, исполнило в полном объеме, выделив на конкретного претендента субсидию в установленном размере. Однако МТЗ СЗ РТ, которое призвано обеспечить поступление денежных средств до получателя субсидии и выполнить тем самым техническую сторону процесса, в нарушение ФЗ «О ветеранах» взяло на себя несвойственные ему функции и полномочия по пересмотру уже разрешенного вопроса по выплате субсидии, выделенной государством, за счет которой получатель субсидии при жизни приобрел квартиру.

При таком положении, исходя из установленных обстоятельств, суд находит исковые требования об исполнении обязательств по перечислению выплаченной государством субсидии обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку данные действия должны быть совершены МТЗ СЗ РТ, а также ОАО «Ак бар Банком» именно эти лица является надлежащими ответчиками. В виду зачисления министерством субсидии на блокированный счет Билаловой Н.Б., открытый в ОАО «Ак Барс» Банке, именно банк должен завершить операцию по переводу поступивших денежных средств на открытый счет продавца.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194, 198, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Билалова С.Я. удовлетворить

Обязать ОАО «АК БАРС» Банк в течение 7 дней после вступления настоящего решения в законную силу перечислить денежные средства - субсидию на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере № рублей с отдельного блокированного целевого счета № категории «Жилье ветеранам», открытого на имя Билаловой Н.Б., в Мензелинском филиале ОАО «АК БАРС» Банк, на счет продавца квартиры Габдрахмановой Р.Х. № категории А до востребования, открытый в Набережночелнинском филиале ОАО «АК БАРС» Банка.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения.

Судья О.В.Вишневская