об обязании перечислить денежные средства



Дело №2-5578/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 г.

Ново-Савиновский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Вишневской О.В.

при секретаре судебного заседания Новиковой Ю.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухутдиновой О.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об обязании перечислить денежные средства,

установил:

Мухутдинова О.Р. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ( далее - МТЗ СЗ РТ) об обязании перечислить денежные средства. В обоснование иска указала, что ее бабушке - Кувшиновой Е.П. в соответствии с Постановлением КМ РТ от 07.06.2006 г. №275 выделена субсидия за счет средств Федерального бюджета в размере № рублей на приобретение жилья. 26 мая 2010 года Кувшинова Е.П. по договору купли-продажи приобрела у ГУП РТ «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект» квартиру, находящеюся по адресу: <адрес>, получила свидетельство о государственной регистрации права; договор купли-продажи и свидетельство предоставлены в Банк. По указанному договору часть стоимости квартиры в размере № рублей должна быть выплачена ответчиком после государственной регистрации договора путем перечисления с блокированного целевого счета на счет продавца квартиры. 12 июля 2010 года Кувшинова Е.П. умерла, в связи с чем, в перечислении денежных средств ответчиком отказано. Считая отказ незаконным, истица просит обязать ответчика произвести оплату договора купли-продажи путем перечисления выделенной на имя Кувшиновой Е.П. субсидии в размере № рублей.

В настоящем судебном заседании истица полностью поддержала исковые требования, уточнив их в связи с поступившими от банка сведениями: просила обязать ответчика совершить необходимые действия по перечислению выделенной наследодателю субсидии на блокированный счет, с которого перевести денежные средства на счет продавца.

Представитель МТЗ СЗ РТ в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве просил отказать в иске, указывая, что право на получение субсидии не может перейти к наследникам и третьим лицам.

Представитель Елабужского филиала ОАО «Ак Барс» Банка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве указал на необоснованность исковых требований, поскольку на расчетный счет Кувшиновой Е.П. субсидия не поступала, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ГУП «Татинвестгражданпроект» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отзыве просил рассмотреть дело без участия их представителя, после исполнения условий договора по оплате квартиры в полном объеме обязался передать квартиру покупателю.

Учитывая надлежащее и своевременное извещение всех участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истицу, ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 10 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки, установленным для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В соответствии со ст. 23.2 названного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

В соответствии с п.1 Постановления Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" (далее - Постановление) установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

В соответствии с п.3 Постановления, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

В соответствии с п.6 и п.7 «Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" (далее- Положение), Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.

Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартиры в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.

После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.

В соответствии с п.11 Положения, в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.

..В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

В соответствии с п.13 и п.14 Положения, после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.

Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании, заместителем руководителя Исполнительного комитета ЕМР по социальным вопросам в адрес Кувшиновой Е.П. - вдове ветерана ВОВ направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере № рублей, в котором Кувшинова Е.П. 29.04.2010г. расписалась о своем согласии на ее получение.

29.04.2010г. Кувшинова Е.П. заключила с ОАО «Ак барс» банком Договор банковского (текущего) счета № категории «Жилье ветеранам».

В целях приобретения жилья за счет выделенной субсидии 26 мая 2010 года Кувшинова Е.П. заключила с ГУП «Татинвестгражданпроект» договор купли-продажи <адрес>, стоимостью № рублей.

Согласно п.4 Договора, расчет производится путем выплаты за счет средств Федерального Бюджета, зачисляемых на отдельный блокированный целевой счет категории «Жилье ветеранам» в виде субсидии в размере № руб., по распоряжению покупателя в течение 5 дней Банк по факту поступления субсидии осуществит перечисление денежных на лицевой счет продавца. Оставшуюся сумму в размере № руб. покупатель оплачивает согласно графику погашения долга.

2 июня 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдано свидетельство о государственной регистрации права Кувшиновой Е.П. на <адрес>

В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Направление получателю субсидии соответствующего уведомления свидетельствует о ее выделении из федерального бюджета в форме субвенций.

Представитель истицы суду пояснила, что все документы, необходимые для перечисления полученной субсидии на счет продавца, были предоставлены в территориальный орган МТЗ СЗ РТ еще при жизни Кувшиновой Е.П., но перечисление не было произведено по неизвестным причинам.

Согласно свидетельству о смерти, Кувшинова Е.П. умерла № года.

Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд находит установленным, что Кувшиновой Е.П. при жизни из федерального бюджета в апреле 2010г. была выделена субвенция для приобретения жилья, в установленном законом порядке на выделенные государством средства с привлечением личных средств она приобрела право собственности на <адрес>.

Однако МТЗ СЗ РТ, в нарушение установленных приведенными Постановлением и Положением сроков, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных из федерального бюджета денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии.

Как установлено судом, истица является внучкой и наследницей умершей Кувшиновой Е.П. по завещанию, совместное проживание истицы с наследодателем свидетельствует о фактическом принятии наследства.

Учитывая, что право собственности Кувшиновой Е.П. на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, возникший спор напрямую затрагивает права истицы, как наследницы умершей, в связи с чем, суд полагает, что истица вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010г. №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что в силу части 2 ст. 44 ГПК РФ) лишь по требованиям о взыскании фактически начисленных потерпевшему в счет возмещения вреда, но не выплаченных ему при жизни сумм.

В рассматриваемом судом случае право на получение субсидии на приобретение жилья неразрывно связано с личностью получателя субсидии, но в ситуации, когда таковая фактически выделена, но не выплачена путем зачисления на блокированный счет получателя субсидии с дальнейшим переводом денежных средств на счет продавца жилого помещения, выделенная из федерального бюджета сумма, носящая как целевой, так и адресный характер, входит в наследственную массу.

Таким образом, в состав наследства входит приобретенная наследодателем квартира с наложенным обременением в пользу продавца в виду непоступления на счет продавца денежных средств, и имущественное право требования перечисления поступивших из федерального бюджета денежных средств в виде субвенции, выделенных наследодателю при его жизни, на открытый блокированный счет на его имя с последующим переводом их продавцу квартиры.

Изложенные в отзыве МТЗ СЗ РТ доводы о том, что умершая не может воспользоваться денежными средствами подлежат отклонению, поскольку, обязанность в перечислении этих денег на счет продавца возникла у МТЗ СЗ РТ еще при жизни Кувшиновой Е.П.

Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Обеспечение ветеранов войны, членов их семьи субсидиями за счет Федерального Бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство - в лице Министерства Финансов РФ, исполнило в полном объеме, выделив на конкретного претендента субсидию в установленном размере. Однако МТЗ СЗ РТ, которое призвано обеспечить поступление денежных средств до получателя субсидии и выполнить тем самым техническую сторону процесса, в нарушение ФЗ «О ветеранах» взяло на себя несвойственные ему функции и полномочия по пересмотру уже разрешенного вопроса по выплате субсидии, выделенной государством, за счет которой получатель субсидии при жизни приобрел квартиру.

При таком положении, исходя из установленных обстоятельств, суд находит исковые требования об исполнении обязательств по перечислению выплаченной государством субсидии обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку данные действия должны быть совершены МТЗ СЗ РТ, именно это министерство является надлежащим ответчиком.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194, 198, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Мухутдиновой О.Р. удовлетворить

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 дней после вступления настоящего решения в законную силу совершить необходимые действия для перечисления денежных средств - субсидии на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере № рублей на отдельный блокированный целевой счет № категории «Жилье ветеранам», открытый на имя Кувшиновой Е.П. в Елабужском филиале ОАО «Ак Барс Банк» с последующим переводом на расчетный счет №, открытый в ГРКЦ НБ РТ Банка России г.Казани на имя ГУП РТ «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения.

Судья О.В.Вишневская