Дело №2-5707/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
29 ноября 2010 г.
Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Кулиева И.А.,
при секретаре судебного заседания Аймалетдиновой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркелова А.Г. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на питание, по ежегодным компенсациям на оздоровлении и установлении размеров ежемесячной и ежегодной компенсации,
у с т а н о в и л:
Маркелов А.Г. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании с ответчика задолженности по ежемесячным компенсациям на питание и ежегодным компенсациям на оздоровление в размере ... коп. за период с 1 апреля 1996 года по 1 ноября 2010 года и установлении размеров компенсаций.
В обоснование иска Маркелов А.Г. указал, что является участником подразделения особого риска и имеет право на получение ежемесячных компенсаций на питание и ежегодной компенсации на оздоровление.
Истец просит проиндексировать указанные компенсации с 1996 года, взыскать задолженность по компенсациям за период с 1 апреля 1996 года по 1 ноября 2010 года в указанном размере и обязать ответчика выплачивать с 1 ноября 2010 года компенсацию на питание в размере .... и ежегодную компенсацию на оздоровление в размере ...
В порядке подготовки дела к рассмотрению к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель Минсоцзащиты РТ, Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в отзывах ответчики просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004) «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска, в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах постановлено распространить действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699) на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Постановления, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.. непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона - для лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в размере 300 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Поскольку, размер выплачиваемых участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС компенсаций определен, как кратный размер минимальной заработной платы, установленной Правительством РФ, суд полагает, что в период с 1 апреля 1996 года по 1 июля 2000 года эти компенсации не могут быть проиндексированы.
Вывод суда основан на том, что увеличение размера минимальной заработной платы (МРОТ) составляло коэффициенты, которые не могут быть повторно применены уже к фактически проиндексированному размеру МРОТ - иначе выплачиваемые компенсации, исчисляемые в кратных МРОТ, вторично индексируются на этот же индекс увеличения МРОТ.
Суд полагает, что, поскольку базовым Законом гарантировано получение участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ежемесячных компенсаций на питание и ежегодных компенсаций на оздоровление, при этом, само получение этих компенсаций не связано каким либо условием - например, получением или предъявлением в органы социальной защиты соответствующего удостоверения, требования истца о взыскании ежемесячных компенсаций на питание и ежегодных компенсаций на оздоровление с 1996 года подлежат удовлетворению, поскольку, впервые возможность получения компенсация предусмотрена в ст.14 базового закона в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ, вступившего в силу со 2 марта 1996 года.
Кроме этого,в соответствии с Определением Конституционного Суда России от 3 ноября 2006 г. N 445-О, положения статьи 208 ГК РФ не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Как установлено судом, истец является участником подразделения особого риска по пункту «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1., данное обстоятельство подтверждается соответствующим удостоверением, копия которого приобщена к делу.
Как следует из справки Отдела социальной защиты, истец является получателем ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации на оздоровление, с 1 января 2009 года начал получать ежемесячную компенсацию на питание в размере .... и ежегодную компенсацию на оздоровление в размере ...
Таким образом, истец имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и, кроме того, ему гарантируются выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в размере ... рублей.
В соответствии с положениями базового Закона, размер компенсации на питание, выплачиваемой участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, составлял два минимальных размера оплаты труда - 151 руб. 80 коп.
Задолженность за апрель - декабрь 1996 года составит ...
С 1 января 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял 83 руб. 49 коп., размер компенсации на питание, должен был составлять ...
Задолженность за период с 1 января 1997 года по 1 июля 2000 года составит ...
В таком же порядке подлежат взысканию и ежегодные компенсации на оздоровление.
В соответствии с положениями базового Закона, размер компенсации на оздоровление, выплачиваемой участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, составлял три минимальных размера оплаты труда - ...
С 1 января 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял 83 руб. 49 коп., задолженность за 1997-1999 годы составляет ...
С 1 июля 2000 года по 31 декабря 2004 года, в соответствии с положениями базового закона размер компенсации на питание составлял ...., на оздоровление - ... руб.
Задолженность за этот период составит по компенсации на питание ...
С 1 января 2005 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 N 292 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составляет 244 руб. 20 коп., на оздоровление - 366 руб. 30 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2005 год составит ...
С 1 января 2006 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 N 246 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составляет 266 руб. 18 коп., на оздоровление - 399 руб. 27 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2006 год составит ...
С 1 января 2007 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 N 171 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составляет 287 руб. 47 коп., на оздоровление - 431 руб. 21 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2007 год составит ...
С 1 января 2008 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 (в ред. от 24.12.2008), размер компенсации на питание составляет 317 руб. 65 коп., на оздоровление - 476 руб. 49 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2008 год составляет ...
С 1 января 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 года N 914 (ред. от 07.07.2009 г.) размер компенсации на питание составляет 358 руб. 94 коп., на оздоровление - 538 руб. 43 коп.
Как следует из приобщенной к делу справки органа социальной защиты, с 1 января 2009 года истцу начали выплачиваться компенсации на питание и на оздоровление в установленном Постановлением Правительства РФ размере, в связи с чем, суд полагает, что с ответчика подлежит взысканию задолженность только за период с 1 апреля 1996 года по 1 января 2009 года, после этого периода задолженности по компенсациям не имеется, дополнительной индексации этих компенсаций сверх установленных Правительством РФ размеров, законом не предусмотрено.
Таким образом, общая сумма подлежащей выплате истцу компенсаций на питание составляет ... на оздоровление - ...., всего - ...
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств Федерального Бюджета.
Изложенные в отзыве МТЗСЗ РТ доводы подлежат отклонению, поскольку, в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 5 апреля 2005 года « О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 Базового Закона (в редакции ФЗ №122 от 22.08.2004 г.) являются органы социальной защиты населения, которые согласно ч.3 ст.125 ГПК РФ уполномочены выступать от имени Казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск Маркелова А.Г. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета в пользу Маркелова А.Г. .... в счет задолженностей по выплатам ежемесячных компенсаций на питание за период с 1 апреля 1996 года по 1 января 2009 года и по компенсациям на оздоровление за 1996-2008 годы.
Взыскание производить с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального Бюджета.
В части индексации компенсаций и установлении размеров компенсаций в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней.
Судья подпись Кулиев И.А.