Дело №2-5946/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
21 декабря 2010 г.
Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Кулиева И.А.,
при секретаре судебного заседания Аймалетдиновой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фазлеева М.Ф. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на питание, по ежегодным компенсациям на оздоровлении и установлении размеров ежемесячной и ежегодной компенсации,
у с т а н о в и л:
Фазлеев М.Ф. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании с ответчика задолженности по ежемесячным компенсациям на питание и ежегодным компенсациям на оздоровление в размере <данные изъяты>. за период с 1 апреля 1996 года по 1 мая 2010 года и установлении размеров компенсаций.
В обоснование иска Фазлеев М.Ф. указал, что является участником подразделения особого риска, приравнен к инвалидам 3 группы ЧАЭС, имеет право на получение ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации на оздоровление.
Истец просит проиндексировать указанные компенсации с 1996 года, взыскать задолженность по компенсациям за период с 1 апреля 1996 года по 1 мая 2010 года в указанном размере и обязать ответчика выплачивать с 1 ноября 2010 года компенсацию на питание в размере <данные изъяты>. и ежегодную компенсацию на оздоровление в размере <данные изъяты>
В порядке подготовки дела к рассмотрению к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель Минсоцзащиты РТ, Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в отзывах ответчики просят о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004) «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска, в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах» постановлено распространить действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699) на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел … непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.
В соответствии с п.2 Постановления, лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона - для лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в размере 300 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Поскольку, размер выплачиваемых участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС компенсаций определен, как кратный размер минимальной заработной платы, установленной Правительством РФ, суд полагает, что в период с 1 апреля 1996 года по 1 июля 2000 года эти компенсации не могут быть проиндексированы.
Вывод суда основан на том, что увеличение размера минимальной заработной платы (МРОТ) составляло коэффициенты, которые не могут быть повторно применены уже к фактически проиндексированному размеру МРОТ - иначе выплачиваемые компенсации, исчисляемые в кратных МРОТ, вторично индексируются на этот же индекс увеличения МРОТ.
Суд полагает, что, поскольку базовым Законом гарантировано получение участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ежемесячных компенсаций на питание и ежегодных компенсаций на оздоровление, при этом, само получение этих компенсаций не связано каким либо условием - например, получением или предъявлением в органы социальной защиты соответствующего удостоверения, требования истца о взыскании ежемесячных компенсаций на питание и ежегодных компенсаций на оздоровление с 1996 года подлежат удовлетворению, поскольку, впервые возможность получения компенсация предусмотрена в ст.14 базового закона в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ, вступившего в силу со 2 марта 1996 года.
Кроме этого,в соответствии с Определением Конституционного Суда России от 3 ноября 2006 г. N 445-О, положения статьи 208 ГК РФ не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Как установлено судом, истец является участником подразделения особого риска по пункту «а» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1., данное обстоятельство подтверждается соответствующим удостоверением.
Таким образом, истец имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и, кроме того, ему гарантируются выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> и ежегодной компенсации на оздоровление в размере <данные изъяты>
Как следует из справки Отдела социальной защиты, истец состоит на учете в Отделе, является получателем ежемесячной компенсации на питание, с мая 2010 года начал получать ежемесячную компенсацию на питание в размере <данные изъяты>., так же получил ежегодную компенсацию на оздоровление за 2010 год в размере <данные изъяты>
В соответствии с положениями ст.15 базового Закона, размер компенсации на питание, выплачиваемой инвалиду 3 группы вследствие заболевания, полученного в результате участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, составлял три минимальных размера оплаты труда - 227 руб. 70 коп.
Задолженность за апрель - декабрь 1996 года составит <данные изъяты>
С 1 января 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял 83 руб. 49 коп., размер компенсации на питание должен был составлять 250 руб. 47 коп.
Задолженность за период с 1 января 1997 года по 1 июля 2000 года составит <данные изъяты>
В таком же порядке подлежат взысканию и ежегодные компенсации на оздоровление.
В соответствии с положениями базового Закона, размер компенсации на оздоровление, выплачиваемой инвалиду 3 группы вследствие заболевания, полученного в результате участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, составлял 4 минимальных размера оплаты труда - 303 руб. 60 коп.
С 1 января 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял 83 руб. 49 коп., задолженность за 1997-1999 годы составляет <данные изъяты>
С 1 июля 2000 года по 31 декабря 2004 года, в соответствии с положениями базового закона размер компенсации на питание составлял 300 руб., на оздоровление - 400 руб.
Задолженность за этот период составит по компенсации на питание <данные изъяты>.
С 1 января 2005 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 N 292 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составлял 366 руб. 30 коп., на оздоровление - 488 руб. 40 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2005 год составит <данные изъяты>
С 1 января 2006 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 N 246 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составлял 399 руб. 27 коп., на оздоровление - 532 руб. 36 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2006 год составит <данные изъяты>
С 1 января 2007 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 N 171 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составлял 431 руб. 21 коп., на оздоровление - 574 руб. 95 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2007 год составит <данные изъяты>
С 1 января 2008 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 (в ред. от 24.12.2008), размер компенсации на питание составлял 476 руб. 49 коп., на оздоровление - 635 руб. 32 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2008 год составит <данные изъяты>
С 1 января 2009 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 (в ред. от 07.07.2009), размер компенсации на питание составлял 538 руб. 43 коп., на оздоровление - 717 руб. 91 коп.
Задолженность по компенсации на питание за 2009 год составит <данные изъяты>
С 1 января 2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 N 1014, размер компенсации на питание составляет 592 руб. 27 коп., на оздоровление - 789 руб. 70 коп.
Как следует из приобщенной к делу справки органа социальной защиты, с мая 2010 года истцу начали выплачиваться компенсации на питание в установленном Постановлением Правительства РФ размере, в связи с чем, суд полагает, что с ответчика подлежит взысканию задолженность только за период с 1 апреля 1996 года по 1 мая 2010 года, после этого периода задолженности по компенсациям не имеется, дополнительной индексации этих компенсаций сверх установленных Правительством РФ размеров, законом не предусмотрено.
Задолженность по компенсации на питание за 2010 год составит <данные изъяты>
Таким образом, общая сумма подлежащей выплате истцу компенсаций на питание составляет <данные изъяты>., на оздоровление - <данные изъяты>., всего - <данные изъяты>
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств Федерального Бюджета.
Изложенные в отзыве МТЗСЗ РТ доводы подлежат отклонению, поскольку, в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 5 апреля 2005 года « О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 Базового Закона (в редакции ФЗ №122 от 22.08.2004 г.) являются органы социальной защиты населения, которые согласно ч.3 ст.125 ГПК РФ уполномочены выступать от имени Казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск Фазлеева М.Ф. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета в пользу Фазлеева М.Ф. <данные изъяты>. в счет задолженностей по выплатам ежемесячных компенсаций на питание за период с 1 апреля 1996 года по 1 мая 2010 года и по компенсациям на оздоровление за 1996-2009 годы.
В части индексации компенсаций и установлении размеров компенсаций в иске отказать.
Взыскание производить с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального Бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней.
Судья Кулиев И.А.