Дело № 2-227/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,
при секретаре Погудиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В.А. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о возложении обязанности выплаты единовременной денежной компенсации, выплаты страховой премии по договору обязательного страхования и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности выплаты единовременной денежной компенсации, выплаты страховой премии по договору обязательного страхования и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истец является инвалидом с детства по медицинским показаниям и был обеспечен транспортным средством ЗАЗ-969МБ за наличный расчет по льготной цене с № года. В связи с тем, что автомобиль подлежит замене каждые 7 лет, истец встал в очередь на замену автомобиля. Поскольку автомобилей в наличии не было, истцу было предоставлено компенсация за неполученный автомобиль. Получив денежные средства, истец приобрел автомобиль «Дэу Тико». После постановки данного автомобиля на учет в Министерстве труда, занятости и социальной защиты, истцу стали выделять денежные средства на бензин и компенсировали 50% страховых премий по договору обязательного страхования. После приобретения автомашины «Дэу Тико» истец вновь встал в очередь на ее замену через семь лет. Ответчик предложил истцу получить автомашину «Ока». Но так как прежняя автомашина была еще в хорошем состоянии, истец отказался от ее замены и согласился на денежную компенсацию. До настоящего время указанная компенсация истцом не получена.
Как указывает истец, с № года ему стали отказывать в выплате компенсации по уплате страховых премий по договору обязательного страхования, мотивируя отказ тем, что у истца нет водительского удостоверения на вождения автомобиля. Учитывая изложенное, истец просит обязать ответчика выплатить единовременную денежную компенсацию за неполученную автомашину «Ока», выплатить компенсацию страховой премии по договору обязательного страхования, расходы по составлению доверенности на представителя в размере № рублей, компенсацию морального вреда в размере № рублей.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты с иском не согласен, в своем письменном отзыве указав, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Алексеев В.А. является инвалидом первой группы с детства.
Указанное обстоятельство подтверждается приобщенной к делу копией справки об инвалидности серии МТЭ-№ №.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.
В соответствии с пунктом 3.1.1., 3.1.8. раздела 3 Порядка обеспечения инвалидов средствами передвижения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2001г. № 923 (далее - Порядок) предоставление инвалидам автотранспортных средств впервые или его замена осуществлялось Министерством социальной защиты Республики Татарстан на основании заявления, копии удостоверения инвалида о праве на льготы, индивидуальной программы реабилитации инвалида или акта освидетельствования бюро МСЭ по определению медицинских показаний на обеспечение транспортным средством с обычным или ручным управлением и копии водительского удостоверения.
Пунктом 4.1. раздела 4 Порядка было определено, что Министерство обязано в 15-дневный срок с момента поступления заявления инвалида на обеспечение средства передвижения рассмотреть данное заявление и письменно уведомить инвалида о постановке его на учет или об отказе.
Судом установлено, что Министерством социальной защиты РТ Алексеев В.А. был обеспечен транспортным средством за наличный расчет по льготной цене в 1987 году.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что у инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 01 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 01 января 2005 года.
Как следует из материалов дела, истец по состоянию на 01 января 2005 года на учете в органах социальной защиты на получение транспортного средства не состоял.
Доказательств наличия заявления истца о постановке на учет в органы социальной защиты на получение транспортного средства, суду не представлены.
В соответствии с пунктом 6.1. Порядка Замена средств передвижения производится Министерством по письменному обращению инвалида не ранее истечения срока эксплуатации, определяемого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.1999г. N 627 «Об утверждении Гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан» (далее - Постановление № 672).
В соответствии с Постановлением № 627 обеспечение инвалидов легковыми автомобилями производилось один раз в семь лет (пункт 3.1.1. Перечня). Замена средств передвижения производилась по письменному обращению инвалида не ранее истечения семилетнего срока эксплуатации автомобиля.
Также, в пунктах 6.3. и 6.6. Порядка указано, что замена средства передвижения, приобретенного инвалидом на льготных условиях или с зачетом стоимости бесплатно предоставляемого средства передвижения, осуществлялась по истечении установленного срока его эксплуатации только после его реализации с разрешения Министерства и распределения вырученных финансовых средств между инвалидом и Министерством пропорционально понесенным ими первоначальным затратам.
С 1 января 2005 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ норма вышеуказанного Федерального закона утратила силу. Обеспечение инвалидов транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях законодательством не предусмотрено.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам, которые на 1 января 2005 г.состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, в 2009 году предусмотрена выплата единовременной денежной компенсации в размере 100 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.
Учитывая, что Указом Президента РТ № 685 выдача и замена автомобилей заменена выплатой единовременной денежной компенсации в размере 100 тыс. рублей, гражданам, у которых срок эксплуатации автомобилей истек после 1 января 2005 года, выплата единовременной денежной компенсации законодательством не предусмотрена.
Учитывая установленные обстоятельства, суд считает, что ответчиком правомерно не была произведена выплата единовременной денежной компенсации, поскольку указанные средства ему не могут быть выплачены.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что предъявленные требования истца о выплате ему компенсации приведет к нарушению прав других очередников, у которых право на получение данной компенсации возникло в силу вышеуказанных нормативных актов, что будет противоречить статье 17 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, требования истца о возложении на ответчика обязанности выплатить единовременную денежную компенсацию в размере № рублей, не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона №40-ФЗ от 22 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.
Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования являются расходным обязательством Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.
Судом установлено, что по договорам обязательного страхования истцом уплачены страховые премии ДД.ММ.ГГГГ №., ДД.ММ.ГГГГ - №. Ответчиком, компенсация в размере 50 процентов от уплаченной истцом страховой премии по договорам обязательного страхования за 2009 и 2010 года, истцу не предоставлена.
Данное обстоятельство не отрицалось и представителем ответчика.
Представитель ответчика суду пояснила, что в договоре обязательного страхования в числе лиц, допущенных к вождению автомобиля, должен быть обязательно указан инвалид, а потому как Алексеев В.А. в страховом полисе не вписан, требование о выплате ему компенсации 50% страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является необоснованным.
Суд полагает, что данные доводы представителя ответчика основаны не неправильном толковании норм права.
Таким образом, суд находит требования истца о взыскании с ответчика компенсации 50% страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в размере №., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению и требование истца о возмещении расходов по составлению доверенности на представителя в размере № руб., как подтвержденное документально.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Что касается требований истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда в размере № рублей, суд находит данные требования необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку требования не основаны на статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Алексеева В.А. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возложении обязанности выплаты единовременной денежной компенсации, выплаты компенсации страховой премии по договору обязательного страхования и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета в пользу Алексеева В.А. №. в счет компенсации страховой премии по договорам обязательного страхования и расходы по составлению доверенности на представителя в размере № рублей.
В удовлетворении исковых требований Алексеева В.А. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о возложении обязанности выплаты единовременной денежной компенсации и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней, со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Курбанова Р.Б.