о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №2-151/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года

Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,

при секретаре Ибрагимовой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Латфуллина Н.А. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани ( далее - УПФР) о признании незаконным решения УПФР в Ново-Савиновском районе г. Казани и возложении обязанности включения в его стаж оспариваемых им периодов и назначения пенсии с момента обращения.

В обоснование иска указано, что решением УПФР истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого стажа. В его специальный стаж не включены следующие периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача стоматолога пункта медицинской помощи (50-пограничный Краснознаменный отряд войск краснознаменного Восточного пограничного округа КГБ СССР); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности врача-стоматолога терапевта в ЗАО «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога терапевта в ООО «<данные изъяты>»; период обучения в клинической ординатуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации.

Считает отказ незаконным, просит признать решение УПФР незаконным, обязав ответчика включить указанные периоды в его специальный стаж и назначить ему пенсию со дня его обращения.

В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнив исковые требования, не оспаривая период обучения истца в клинической ординатуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просил признать право истца на досрочную трудовую пенсию и обязать УПФР назначить ему пенсию с момента возникновения права.

Ответчик УПФР в Ново-Савиновском районе г. Казани неоднократно надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, представитель в суд не явился.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 11 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии, при этом в специальный стаж истца не включены следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача стоматолога пункта медицинской помощи (50-пограничный Краснознаменный отряд войск краснознаменного Восточного пограничного округа КГБ СССР), так как наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на обучении в клинической ординатуре;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в административном отпуске;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в ученическом отпуске;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности врача-стоматолога терапевта в ЗАО «<данные изъяты>», так как «Закрытое акционерное общество» согласно Гражданскому кодексу РФ является отличной от учреждения организационно-правовой формой юридического лица, а Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781) и ФЗ от 30.12.2008г. №319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ» предусматривает включение в льготный стаж работу в учреждениях;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога терапевта в ООО «<данные изъяты>», так как общество с ограниченной ответственностью согласно Гражданскому кодексу РФ является отличной от учреждения организационно-правовой формой юридического лица, а Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781) и ФЗ от 30.12.2008г. №319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ» предусматривает включение в льготный стаж работу в учреждениях;

Этим же решением подтвержден стаж Латфуллина Н.А., дающий право на пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью в размере 20 лет 5 месяцев и 5 дней.

Как следует из трудовой книжки истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проработал в должности врача стоматолога пункта медицинской помощи (50-пограничный Краснознаменный отряд войск краснознаменного Восточного пограничного округа КГБ СССР).

Согласно пункту 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

В соответствии с действовавшим в оспариваемый периодПостановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержден перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В разделе II указанного перечня в качестве лечебных учреждений обозначены больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе клиники и клинические части, госпитали, лепрозории, психиатрические колонии. В качестве работников обозначены в том числе врачи-стоматологи.

Кроме того, в силу утвержденного Постановлением №1397 Положения о порядке исчисления стажа указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Учитывая, что в оспариваемый период истец работал в должности врача-стоматолога пункта медицинской помощи (50-пограничный Краснознаменный отряд войск краснознаменного Восточного пограничного округа КГБ СССР), основываясь на приведенных положениях Постановления и Определения Конституционного Суда, суд полагает, указанный период работы истца подлежит включению в стаж работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью, поскольку, в период, когда истец осуществлял эту деятельность, она, в соответствии с действовавшим законодательством, подлежала включению в соответствующий стаж по выслуге лет, данный период составляет 2 года 5 дней.

Судом также установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на курсах повышения квалификации.

Как установлено судом в указанные периоды истец работал заведующим хирургическим отделением и врачом хирургом республиканской стоматологической поликлиники г. Казани и был направлен работодателем на прохождение обучения на курсах повышения квалификации.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года за №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется мест о работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Указанные периоды соответственно составляют 13 дней и 18 дней.

Кроме того, судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности врача-стоматолога терапевта в ЗАО «<данные изъяты>» и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога терапевта в ООО «<данные изъяты>», где и продолжает работать по настоящее время.

Поскольку все данные о вышеуказанных периодах подтверждаются трудовой книжкой истца, при этом суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что в решении УПФР период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога терапевта в ЗАО «<данные изъяты>» ошибочно указан как «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ», что не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а потому суд считает необходимым исходить из данных, указанных в трудовой книжке истца.

Отказывая во включении указанных периодов в специальный стаж истца, ответчик мотивирует данный отказ тем, что как «закрытое акционерное общество», так и «общество с ограниченной ответственностью» согласно Гражданскому кодексу РФ являются отличной от учреждения организационно-правовой формой юридического лица, а Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781) и ФЗ от 30.12.2008г. №319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ» предусматривает включение в льготный стаж работу в учреждениях.

Однако, суд считает данный отказ не основанным на законе.

В Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подп. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Конституционный Суд РФ сделал аргументированный вывод: "В результате изменений, внесенных в правовое регулирование пенсионного обеспечения оспариваемыми нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении... По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Таким образом, с учетом позиции Конституционного Суда РФ термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Как установлено судом, ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» в соответствии с учредительными документами осуществляют медицинскую деятельность, имеют лицензии на осуществление такой деятельности (л.д.21-22 и л.д.37-38).

Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о тождественности указанных Обществ организациям, указанным в Списке… К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации", производится на общих основаниях, различия в тарифах страховых взносов для работодателей в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными, действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что право Латфуллина Н.А. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы как ЗАО «<данные изъяты>» так и ООО «<данные изъяты>», в которых им осуществлялась и осуществляется по настоящее время лечебная деятельность, их формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности.

В отношении должности, занимаемой истцом в указанных организациях, спор отсутствует.

Должность истца-врач-стоматолог предусмотрена в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений..». В них же обозначено, что работа в поликлиниках всех наименований дает право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, суд считает безусловно установленным факт лечебной деятельности истца в указанные периоды.

При таких обстоятельствах периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога терапевта в ЗАО «<данные изъяты>» и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога терапевта в ООО «<данные изъяты>» подлежат включению в специальный стаж.

Данные периоды соответственно составляют 5 месяцев 24 дня, 27 дней, 6 лет 1 месяц 12 дней и 2 месяца 22 дня.

Периоды нахождения истца на обучение в клинической ординатуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в административном отпуске - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в ученическом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцом не оспариваются.

Таким образом, суммируя оспариваемые истцом периоды с засчитанными решением УПФР, специальный стаж истца на момент обращения - ДД.ММ.ГГГГ - в УПФР составит 29 лет 5 месяцев 6 дней, что не превышает требуемые для назначения досрочной трудовой пенсии 30 лет, однако с учетом установленных обстоятельств, а именно продолжение медицинской деятельности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом суд считает необходимым признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию с момента его возникновения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Надлежащим государственным органом, ответственным на назначение пенсии, является Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани, поэтому суд считает необходимым, признав право истца на пенсию, обязать Управление пенсионного фонда устранить допущенное нарушение закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12,56,194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Латфуллина Н.А. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.

Признать право Латфуллина Н.А. на досрочную пенсию по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью.

Обязать Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Латфуллину Н.А. досрочную пенсию по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Р через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после вынесения мотивированного решения.

Судья: Курбанова Р.Б.