Дело №2-301/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года
Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Вишневской О.В.,
при секретаре Новиковой Ю.Е.,
с участием истца, его представителя, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азизова А.И. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству Финансов РФ о взыскании недоплаченных сумм по ежемесячной компенсации и установлении размера компенсации,
у с т а н о в и л:
Истец, являясь участником ЧАЭС - инвалидом 2 группы, обратился в суд с иском к МТЗСЗ РТ о перерасчете ежемесячной компенсации по возмещению вреда здоровью из расчета проиндексированного среднего заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей заболевание, взыскании недоплаченных сумм за период с 01.11.1999 по 30.09.2010 в размере № с установлением на 01.10.2010 выплаты в размере №. с дальнейшей индексацией.
Впоследствии представитель истца требования уточнил: просил произвести перерасчет компенсации возмещения вреда здоровью из расчета условного заработка истца за период его пребывания на ЧАЭМ с 10.07.1993 по 24.07.1993.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено МФ РФ.
Решением Ново-Савиновского райсуда г. Казани от 22.10.2010 иск удовлетворен частично: с МТЗСЗ РТ взыскана задолженность за период с 01.11.1999 по 31.10.2010 в размере №. и установлен размер компенсации по возмещению вреда здоровью в сумме №.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ от 22.11.2010 решение суда первой инстанции отменено в виду отсутствия в материалах дела подтверждающих сведений о времени пребывания истца на ЧАЭС в 1993г. и полученной заработной плате.
При новом рассмотрении представитель истца вновь уточнила требования: исходя из условного заработка истца на ЧАЭС с 10 по 24 июля 1993г. просила пересчитать размер компенсации, взыскать образовавшуюся задолженность за период с 01.11.1999 по 01.01.2011 в размере № руб. и установить на дата размер выплат в сумме №. с дальнейшей индексацией.
Представитель МТЗСЗ РТ иск не признала, но расчет задолженности исходя из условного заработка не оспорила.
Представитель соответчика - МФ РФ в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав в отзыве о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является орган социальной защиты.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до 15.02.01г. регулировались пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 24.11.1995г. № 179ФЗ).
Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определенном в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992г (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 24.11.1995г. №180-ФЗ).
С 6 января 2000г. указанные Правила были признаны утратившими силу и введен в действие ФЗ от 24.07.1998г. № 125ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции ФЗ от 17.07.1999г. №181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Исходя из пункта 1 статьи 28 ФЗ №125ФЗ, начиная с 6 января 2000г. подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в законную силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством РФ о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.
В соответствии со статьями 13 и 14 Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей утвержденных постановлением ВС РФ от 24 декабря 1992 г. N 4214-1, в состав заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и другие).
Среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
До 6 января 2000г. в случае, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж двенадцать и более месяцев, в течение двенадцати месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность, при определении среднемесячного заработка мог быть учтен заработок не за двенадцать месяцев работы, предшествовавших трудовому увечью или профессиональному заболеванию, а только за период работы в новых условиях (ч.2 ст. 15 Правил).
В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.92г. №42141 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работником увечьем, профессиональным либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей»: для возмещения вреда, здоровью в 1987г. - 6,4 раза, в 1989г. в 5,8 раза, в 1990г. в 5,5 раза.
В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом указанного коэффициента, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991г., в шесть раз, с 1 января 1991г. до 31 января 1993г. в три раза.
Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная выплата в возмещение вреда с учетом процента утраты трудоспособности, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1997годах: с 1 февраля 1993г. - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1993 года - в 1.81; с 1 декабря 1993г. - в 1.9; с 1 июля 1994г. в 1.4; с 1 апреля 1995г. - в 1.678; с 1 мая 1995г. - в 1,27; с 1 августа 1995г. - в 1,259; с 1 ноября 1995г. - в 1,05; с 1 декабря 1995 года - в 1,048; с 1 января 1996г. - в 1,045; с 1 апреля 1996г. - в 1,2; с 1 января 1997г. - в 1,1 раза, а в последующем пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 12 ФЗ №125, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев. В случаях, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
Если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
В судебном заседании установлено, что истец работал в Центральном научно-исследовательском институте геологии нерудных полезных ископаемых Министерства природных ресурсов и экологии РФ и с 1988 по 1993 годы периодически привлекался на работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В последний раз в зоне ликвидации аварии он работал с 10 июля по 24 июля 1993 года, за отработанный полный месяц июль 1993г. истец получил заработную плату в размере №.
По делу следует, что истец с 01.11.1999г. состоит на учете в отделе социальной защиты Приволжского района г. Казани как инвалид 2 группы со степенью утраты трудоспособности 80% (л.д.13), а ежемесячную компенсацию по возмещению вреда здоровью получает с 01.01.2000г. в размере №. из расчета проиндексированного среднего заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы на ЧАЭС.
Однако, при исчислении средней заработной платы из условного заработка (неполного месяца работы на ЧАЭС в июле 1993г.) с применением коэффициентов удорожания жизни сумма заработка будет значительно выше: №. : 31 (календарные дни) х15 (дни на ЧАЭС) =№ руб. х 3 (коэффициент удорожании) =№ руб. На момент установления первично инвалидности, то есть на 01.11.1999г. индексированная сумма заработной платы за составит 220645,16x1,81x1,9x1,4x1,678xl,27x 1,259х1,05х1,048х1,045х1,2х1, 1 =№ руб. Исходя из 80% степени утраты трудоспособности сумма компенсации по возмещению вреда здоровью должна составлять № руб. Данный размер является более благоприятным для истца, в связи с чем он имеет право на перерасчет ранее установленного размера компенсации в возмещение вреда здоровью.
В силу ч.3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат, в том числе, ежемесячная денежная компенсация, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П, признаны не соответствующими Конституции РФ положения ч.3 ст. 5Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001г.) и ч.3 ст.2 ФЗ от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.
До внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
При расчете изменения величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год, (которые исчисляется путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4) - установлен индекс роста величины прожиточного минимума за 2001г. по отношению к 2000г. - равный 1,258, за 2002г. - 1,204, за 2003г. - 1,164. (Постановления Правительства РФ от 31.05. 2000г. № 421, 11.08. 2000г. № 589, 11.11 2000г №852, 9.02. 2001г. № 99, 7.09. 2001г. № 664, 21.12. 2001г. № 879, 8.02. 2002 г. №91, 25.05. 2002 г. № 344, 24.08. 2002 года № 627, 01.11. 2002 г. № 793, 06.02 2003г. № 62, 12.05. 2003г. № 276, 09.08. 2003 года № 483, 05.11. 2003 года № 672, 12.02. 2004г. № 74)
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 5 апреля 2005г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определено, что ежемесячные денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, при индексации выплачиваемого возмещения вреда с 1 июля 2000г. и с 1 января 2001г. по 15 февраля 2001г. необходимо исходить из изменений минимального размера оплаты труда, установленных соответственно в размере 132 руб. и 200 руб. (ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ).
Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 31 -ФЗ «О внесении изменений в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - ФЗ-№31), выплаты индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции в порядке, определяемом Правительством РФ, при этом установлено, что выплата недополученных сумм за 2002 -2004 годы производится в течение 2005-2006 годов.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005г. по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений ФЗ № 31, не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002г. по 29 мая 2004г. к гражданам, которым размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размер таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшими критериями индексации (на основании величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Согласно Правилам индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм (утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г.№326), ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004г. с применением коэффициентов соответственно 1.12, 1.12 и 1.1 исходя из уровня инфляции.
В последующем индексы уровня инфляции менялись, на 2005г. установлен - 1.11, на 2006г. - 1.09, на 2007г. - 1.08, на 2008г. - 1.105, на 2009г. - 1,13, на 2010г. - 1.1.
Таким образом, компенсации подлежат индексации с нарастающим итогом с применением следующих коэффициентов: с 1999г. по 14.02.2001г. с учетом роста МРОТ; с 15.02.2001г. по 31.12.2003г. с учетом прожиточного минимума; с 1.01.2004г. по настоящее время - с учетом индекса роста уровня инфляции.
С учетом изложенного недоплаченные суммы исчисляются следующим образом: с 1.11.1999 года у истца возникло право на получение ВВЗ в размере <данные изъяты>
Итого задолженность за период с 01.11.1999 по 31.12.2010 составила № руб.
Данная сумма задолженности по компенсациям подлежит взысканию с ответчика за счет средств Федерального Бюджета.
Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ является надлежащим ответчиком, поскольку п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 5 апреля 2005 года « О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 Базового Закона (в редакции ФЗ №122 от 22.08.2004 г.) являются органы социальной защиты населения, которые согласно ч.3 ст.125 ГПК РФ уполномочены выступать от имени Казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С учетом изложенного настоящий иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск Азизова А.И. удовлетворить.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета в пользу Азизова А.И. задолженность за период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2010 года в размере №. - по ежемесячным компенсациям по возмещению вреда здоровью.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ выплачивать с 1 января 2011г. Азизову А.И. ежемесячную компенсацию по возмещению вреда здоровью в размере №., дальнейшую индексацию данного вида компенсации производить в размере и порядке, устанавливаемым Правительством РФ исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О федеральном бюджете РФ», исходя из указанного размера компенсации вреда здоровью с нарастающим итогом.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Вишневская О.В.