о признании права на пенсию о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-437/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

17 января 2011 года

Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Кулиева И.А.,

при секретаре судебного заседания Аймалетдиновой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой М.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани о назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Алексеева М.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани (далее - УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.

В обоснование иска Алексеева М.А. указала, что обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, Решением УПФР ей отказано в назначении указанной пенсии.

Истица считает отказ незаконным, просит признать ее право на досрочную трудовую пенсию и обязать УПФР назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты обращения в УПФР с заявлением- с дата

В судебном заседании истица иск поддержала в полном объеме.

Представитель УПФР иск не признал, просит отказать в удовлетворении.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно п.11 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 этого же закона возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что дата года истица обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью.

Решением УПФР № от дата истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа -30 лет, на момент обращения, согласно Решению, стаж медицинской деятельности истицы составляет 17 лет 2 месяца 10 дней.

Как видно из приведенного Решения УПФР, в стаж медицинской работы истицы не включены, в числе прочих, периоды :

- с дата по дата- в должности <данные изъяты> КЛУ «Клиники медицинского университета», так как вышеуказанное учреждение не являлось структурным подразделением Казанского Государственного медицинского университета;

- с дата по дата- нахождение на курсах повышения квалификации.

- с дата по дата - не сданы сведения с кодом «выслуга лет»

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», исчисление специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии медицинским работникам до 1 ноября 1999 года производится в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6 сентября 1991 года "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".

В соответствии с п.2 названного Постановления №464, в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком.

Врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности" один год работы считается как один год и шесть месяцев.

Согласно п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Как следует из материалов гражданского дела, дата, на основании приказа Управления здравоохранения г.Казани от <данные изъяты> Родильный дом № преобразован в Клинику медицинского университета. (КЛУ)

Истица суду пояснила, что с преобразованием и переименованием Родильного дома № в Клинику медицинского университета нисколько не изменилась специфика и характер выполняемой ею работы в должности родильного отделения, само назначение медицинского учреждения так же не изменилось, оставшись всё тем же родильным отделением.

Период работы истцы в должности <данные изъяты> родильного блока родильного отделения Роддома №№ до его преобразования в КЛУ засчитан ответчиком в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении.

Таким образом, учитывая, что истица с <данные изъяты> начала свою трудовую деятельность в должности <данные изъяты> родильного блока родильного отделения Роддома №№, период ее работы с дата по дата, в связи с указанными судом обстоятельствами, подлежит зачету в стаж медицинской работы в льготном исчислении - один год как один год и шесть месяцев, данный период составит 12 лет 3 месяца 15 дней.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О трудовых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом, с дата по дата - в периоды нахождение на курсах повышения квалификации, за истицей было сохранено место работы и заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд.

Суд полагает, что ответчик необоснованно не включил в трудовой стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку, в эти периоды за ней была сохранена среднемесячная заработная плата, при этом судом установлено, выполняемая истицей работа в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> отделении КЛУ «Клиники медицинского университета» подлежит включению в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении.

Ответчиком не представлено доказательств того, что в период нахождения на учебе и на курсах повышения квалификации не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации, подлежащий включению с стаж медицинской деятельности составит 2 месяца 3 дня.

Период работы истицы после дата по дата в этой же должности <данные изъяты> в <данные изъяты> отделении стационара КЛУ засчитан ответчиком в льготном исчислении в стаж медицинской деятельности истицы.

Суд полагает, что период с дата по дата так же необоснованно не включен ответчиком в стаж медицинской деятельности истицы, поскольку, обязанность в сдаче сведений с соответствующим кодом является обязанностью работодателя, а не работника, потому, неисполнение работодателем указанной обязанности не может влечь негативных последствий для истицы, учитывая, что сам факт работы истицы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> отделении стационара КЛУ не оспаривается.

При таком положении, данный период так же подлежит включению в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении, что составляет 2 месяца 24 дня.

Таким образом, в медицинский стаж истицы подлежит включению в общей сложности 12 лет 8 месяцев 25 дней.

С учетом 17 лет 2 месяцев 10 дней, медицинский стаж истицы на момент обращения с заявлением в УПФР ( на дата) составлял 29 лет 11 месяцев 5 дней.

Как установлено судом, истица до настоящего времени работает в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> отделении стационара КЛУ.

Таким образом, необходимого 30-ти летнего стажа медицинской деятельности (с учетом льготного исчисления недостающего периода стажа) истица достигла дата.

Учитывая изложенное, суд полагает, что, удовлетворяя требования истицы о признании ее права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью, суд вправе обязать ответчика назначить истице эту пенсию с указанной даты.

На основанииизложенного, руководствуясь ст.12,56, 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Алексеевой М.А. удовлетворить.

Признать право Алексеевой М.А. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Алексеевой М.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи медицинской деятельностью с дата.

Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани в пользу Алексеевой М.А. <данные изъяты> рублей в порядке возврата государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г. Казани в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.А.Кулиев