Дело №2-438/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
25 января 2011 г.
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Кулиева И.А.,
при секретаре судебного заседания Аймалетдиновой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева В.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью,
у с т а н о в и л:
Зайцев В.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани (далее -УПФР) о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью.
В обоснование иска Зайцев В.В. указал, что обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, Решением УПФР ему в назначении указанной пенсии отказано, в стаж лечебной деятельности засчитано только 22 года 10 месяцев 10 дней.
Истец считает отказ незаконным, просит признать его право на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью и обязать ответчика назначить ему указанную пенсию.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признала, просила отказать в удовлетворении.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 этого же закона возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истец дата года обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР № от дата истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемой выслуги - 30 лет.
Как следует из названного Решения УПФР, в стаж медицинской деятельности истца не включены периоды работы :
- с дата по дата в должности <данные изъяты> части в период срочной службы по призыву, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением СМ РСФСР №464);
- с дата по дата в должности врача <данные изъяты> в отделе техники безопасности ПО «<данные изъяты>», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением СМ РСФСР №);
- с дата по дата - в должности <данные изъяты> стационарным отделением Республиканского наркологического диспансера МЗ РТ, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением СМ РСФСР №464), факт работы в должности врача не подтвержден актом документальной проверки.
Согласно п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004. №2-П, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
В соответствии с действовавшим в оспариваемый период Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения №1397 от 17 декабря 1959 года, в стаж работ, которые давали право на назначение досрочной пенсии за выслугу лет в связи с медицинской деятельностью, включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Как следует из приобщенной к делу справки ОАО «<данные изъяты> от дата, истец работал на заводе «<данные изъяты>» в качестве врача <данные изъяты> в наркологическом кабинете в отделе техники безопасности с дата по дата.
В соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения № от 17 декабря 1959 года, в стаж работ, которые давали право на назначение досрочной пенсии за выслугу лет в связи с медицинской деятельностью, включались периоды работы в медицинских кабинетах.
Учитывая приведенные положения Постановления и Определения Конституционного Суда, суд полагает, периоды службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с дата по дата и период работы с дата по дата в должности <данные изъяты> в наркологическом кабинете отдела техники безопасности ПО «<данные изъяты>» подлежат включению в стаж работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью, поскольку, в период, когда истец осуществлял эту деятельность, она, в соответствии с действовавшим законодательством, подлежала включению в соответствующий стаж по выслуге лет, данные периоды составляют, в общей сложности, 3 года 1 месяц 23 дня.
Как установлено судом, с дата по дата истец работал в должности <данные изъяты> стационарным отделением Республиканского наркологического диспансера МЗ РТ.
В соответствии с действовавшим в тот период Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В «Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрена должность - врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, поскольку в оспариваемый период истец занимался лечебной деятельностью, основываясь на приведенных положениях Постановления и Определения Конституционного Суда, суд полагает, что период работы истца в должности <данные изъяты> стационарным отделением Республиканского наркологического диспансера подлежит включению в стаж работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью, поскольку, в период, когда истец осуществлял эту деятельность, она, в соответствии с действовавшим законодательством, подлежала включению в соответствующий стаж по выслуге лет, данный период составляет 4 года 2 месяца 19 дней.
Таким образом, периоды, подлежащие включению в стаж работы истца, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, в общей сложности составляют 7 лет 4 месяца 12 дней.
С учетом 22 лет 10 месяцев 10 дней, засчитанных УПФР, медицинский стаж истца на день обращения в УПФР с заявлением превысит требуемые 30 лет.
При таком положении исковые требования Зайцева В.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12,56, 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Зайцева В.В. удовлетворить.
Признать право Зайцева Вячеслава В.В. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Зайцеву В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с дата.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани в пользу Зайцева В.В. Викторовича <данные изъяты> рублей в счет возврата государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме.
Судья Кулиев И.А.