Дело № 2-1135/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
21 марта 2011 года.
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Кулиева И.А.,
при секретаре судебного заседания Конышевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайхеевой Н.Г. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании незаконным решения, взыскании невыплаченной пенсии и установлении размера пенсии
у с т а н о в и л:
Шайхеева Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани (далее - УПФР) о признании незаконным решения, установлении размера пенсии и выплате незаконно удержанных сумм.
В обоснование иска Шайхеева Н.Г. указала, что является пенсионеркой, вышла на пенсию досрочно в связи с инвалидностью дочери - Р.И., которая является инвалидом 1 группы с детства и получает пенсию по инвалидности.
Истица всю жизнь воспитывает и содержит свою дочь. В связи с тем, что ее дочь находится на ее иждивении, ответчиком ежемесячно доплачивалось <данные изъяты> пенсия составляла <данные изъяты>
С дата года ответчик снизил размер ее пенсии, перестав доплачивать за нахождение дочери на ее иждивении.
В решении комиссии ответчика от дата и в ответе от дата снижение размера пенсии истицы мотивировано тем, что дочь перестала находиться на ее иждивении, поскольку, пенсия дочери превышает пенсию истицы с учетом ежемесячной компенсационной выплаты.
Истица считает, что действия ответчика по уменьшению размера выплачиваемой ей пенсии являются незаконными.
В размере пенсии дочери включена компенсационная выплата в размере <данные изъяты> в месяц, но данная компенсация выплачивается не дочери, а лицу, осуществляющему уход за ней, поэтому данная сумма подлежит исключению из размера пенсии дочери.
Истица указывает, что наличие у ее дочери пенсии дохода в виде пенсии не исключает возможность ее нахождения на иждивении истицы, превышение размера пенсии ее дочери над пенсией истицы не является обстоятельством, исключающим факт нахождения дочери на иждивении истицы.
Действия ответчика по уменьшению размера пенсии истицы нарушают принципы справедливости, стабильности ее статуса как получателя пенсии, ранее признанного пенсионным органом официально, ответчик, не исследовав всех обстоятельств дела, снизил размер пенсии истицы, ответчиком не учитывалось, что она воспитывает и содержит дочь инвалида с рождения и по настоящее время, что ее дочь в силу заболеваниями самостоятельно пенсией распоряжаться не может. Данные действия ответчика носят произвольный характер.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истица просит признать незаконным решение Комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от дата №, обязав ответчика установить с дата года размер ежемесячной пенсии в сумме <данные изъяты>., выплатить незаконно удержанные из пенсии денежные суммы в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истица увеличила исковые требования просила выплатить незаконно удержанные из пенсии истицы денежные суммы в размере <данные изъяты>. за период с дата
Представитель УПФР иск не признала, просила отказать в удовлетворении, указав в обоснование возражений, что сумма дохода нетрудоспособного иждивенца превышает доход кормильца, в связи с чем, отсутствует факт нахождения Р.И. на иждивении истицы.
Предпринятыми судом мерами примирить стороны не удалось.
Выслушав истицу, представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 13 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации Применение норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца…
В соответствии ч.3. ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно Указу Президента РФ от 26.12.2006 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы.
В судебном заседании установлено, что истица является пенсионеркой с дата, ей назначена пенсия как матери инвалида с детства.
Р.И., дата года рождения - дочь истицы, является инвалидом с детства, страдает психическим заболеванием- <данные изъяты>, <данные изъяты>, с дата получает социальную пенсию.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от дата установлено, что доход иждивенца (<данные изъяты> превышает доход кормильца (<данные изъяты>,, и этим же решением установлено отсутствие факта нахождения Р.И. на иждивении истицы.
Из письма Управления Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани от дата видно, что повышенный фиксированный базовой размер страховой части трудовой пенсии истицы по старости, с учетом иждивенца- нетрудоспособного члена семьи- дочери инвалида детства Шайхеевой Р.И., был пересмотрен и уменьшен с дата.
Как пояснила суду представитель ответчика, снижение размера пенсии истицы на сумму выплачиваемой доплаты за нахождение на иждивении дочери- инвалида обусловлено тем, что размер получаемых инвалидом совокупных выплат превышает размер пенсии истицы.
Как следует из ответа УПФР на заявление истицы от дата, прекращая выплаты, ответчик исходил из размера пенсии истицы - <данные изъяты>. и дохода иждивенца (пенсия и ЕДВ) - <данные изъяты>
Между тем, как следует из содержания Указа Президента РФ от 26.12.2006 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей установлены к выплате неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы.
Таким образом, указанная компенсационная выплата необоснованно учитывается ответчиком при определении размера получаемых инвалидом выплат - напротив, данная выплата должна, по мнению суда, учитываться при определении совокупного размера выплат, получаемых истицей, так как эта сумма предназначена именно ей, как лицу, осуществляющему уход за инвалидом.
При таком положении, учитываемый доход истицы должен составлять <данные изъяты>), а доход инвалида, соответственно, <данные изъяты>
Согласно положениям приведенной ч.3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющей понятие иждивения, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Ответчик, прекращая выплаты истице, исходил лишь из арифметической разницы между получаемыми истицей и ее дочерью - инвалидом пенсий.
Между тем, устанавливая наличие или отсутствие такого юридически значимого обстоятельства, как нахождение на иждивении, суд, с учетом социального статуса сторон спора, учитывая, что пенсия является единственным источником средств к существованию истицы и ее дочери, находит явно недостаточным такой упрощенный подход к реализации прав истицы на достойное возмещение государством затрат по содержанию ребенка - инвалида.
Суд исходит из того, что в понятии «нахождения на иждивении» законодателем в приведенной норме заложено условие получения помощи, которая была для иждивенца постоянным и основным источником средств к существованию.
Законом не установлено каких-либо нормативных препятствий к отнесению лица ( в данном случае - инвалида) к числу иждивенцев, если помощь в виде доходов лица, на иждивении которого оно находится, являлась постоянным и основным источником средств к существованию этого иждивенца, даже если последний имеет самостоятельного источник дохода.
Ответчик не привел суду доказательств того, что помощь истицы, после того как размер пенсии дочери-инвалида, страдающей психическим заболеванием, превысил размер пенсии матери, перестала быть постоянным и основным источником средств к существованию дочери.
Помимо этого, суд учитывает, что психически больной человек-инвалид при любом положении неспособен самостоятельно реализовать все необходимые для своего существования права и выполнять обязанности, в связи с чем должен находится на иждивении лица, осуществляющего за ним уход - в данном случае истицы.
При таком положении суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истицы о признании незаконным решения Комиссии УПФР, на основании которого осуществлено снижение размера выплачиваемой ей пенсии, при этом, учитывая незаконность этого решения ответчика, недоплаченные суммы подлежат взысканию в пользу истицы, а размер пенсии, подлежащей выплате истице, подлежит восстановлению с учетом полагающейся доплаты, представитель ответчика в судебном заседании не оспорил ни размера задолженности, ни размера полагающейся к выплате пенсии
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194, ГПК РФ, суд
решил :
Иск Шайхеевой Н.Г. удовлетворить
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от дата № Государственного учреждения Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани от отсутствии факта нахождения
Шайхеевой Н.Г. на иждивении Шайхеевой Н.Г..
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани выплачивать Шайхеевой Н.Г. пенсию с учетом нахождения на ее иждивении дочери - Р.И. и установить с дата, с учетом доплаты за нахождение на иждивении дочери - инвалида пенсию в размере <данные изъяты>
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани в пользу Шайхеевой Н.Г. <данные изъяты>. в счет невыплаченной части пенсии за период с дата
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А.Кулиев