о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1124/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

22 марта 2011 г.

Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Кулиева И.А.,

при секретаре судебного заседания Конышевой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кайновой Л.Н. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Кайнова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани (далее - УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

В обоснование иска Кайнова Л.Н. указала, что обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии, Решением УПФР ей отказано в назначении пенсии.

Истица считает отказ незаконным, просит признать ее право на досрочную трудовую пенсию и обязать УПФР назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты обращения в УПФР с заявлением.

В судебном заседании представитель истицы иск поддержал в полном объеме.

Представитель УПФР иск не признала, просит отказать в удовлетворении.

Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно п.20 ч.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.. лицам. . осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что дата истица обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Решением УПФР № от дата истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа -30 лет, на момент обращения, согласно Решению, стаж лечебной деятельности истицы составляет <данные изъяты>

Как видно из приведенного Решения УПФР, при оценке пенсионных прав истицы:

- не применено льготное исчисление периодов работы с дата по дата - отпуск по беременности и родам и с дата по дата - отпуск по уходу за ребенком до 1, лет.

- не включены в специальный стаж периоды работы :

с дата по дата - отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет;

с дата по дата в должности <данные изъяты> урологического отделения в <данные изъяты> центре МЗ <данные изъяты> так как наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет;

с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата - нахождение на курсах повышения квалификации.

Как установлено судом, с дата года по настоящее время истица работает в должности <данные изъяты> урологического отделения <данные изъяты> больницы Министерства здравоохранения <данные изъяты>.

С дата по дата истица работала в должности <данные изъяты> урологического отделения в <данные изъяты> центре Министерства здравоохранения <данные изъяты>.

До дата и после дата данное лечебное учреждение именовалось «<данные изъяты> больница», периоды работы истицы в <данные изъяты> больнице ответчиком засчитаны в стаж лечебной работы истицы в льготной исчислении - 1 год как 1 год 6 месяцев.

Как пояснила суду истица, с переименованием <данные изъяты> больницы в <данные изъяты> центр Министерства здравоохранения никоим образом не изменились предназначение этого лечебного учреждения и не изменились выполняемые истицей функции, условия и характер ее деятельности, как медицинской сестры палатной урологического отделения.

Исходя из отсутствия сведений об изменении в деятельности учреждения, в котором истица проработала в оспариваемый период, характера и специфики выполняемой истицей работы, суд считает установленным, что в оспариваемый период истица осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения.

Суд так же обращает внимание на то, что периоды работы истицы в <данные изъяты> больнице до и после её переименования в <данные изъяты> центр Министерства здравоохранения <данные изъяты> засчитаны Решением УПФР в ее стаж лечебной работы, что лишь подтверждает выводы суда о том, что само по себе переименование никак не могло влиять на характер выполняемой истицей лечебной деятельности.

Таким образом, учитывая исследованные обстоятельства, исходя из тождественности выполняемых истицей функций, суд полагает, что период работы истицы с дата по дата в должности <данные изъяты> урологического отделения в <данные изъяты> центре Министерства здравоохранения ... ... подлежат включению в ее стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», исчисление специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии медицинским работникам до 1 ноября 1999 года производится в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6 сентября 1991 года "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".

В соответствии с п.2 названного Постановления №464, в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком.

Врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы считается как один год и шесть месяцев.

Согласно п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Таким образом, исходя из указанного правового принципа, гарантированного государством, учитывая, что истица с дата года начала свою трудовую деятельность в должности <данные изъяты> в отделении хирургического профиля (урологическое отделение) период работы с дата по дата должен быть засчитан в стаж медицинской работы в льготном исчислении - один год как один год и шесть месяцев, данный период в льготном исчислении составляет <данные изъяты>

С дата по дата истица находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, дата, до достижения ребенком возраста 1 года 6 месяцев.

С дата по дата истица находилась в отпуске по уходу за этим же ребенком, <данные изъяты>, до достижения ребенком возраста 3 лет.

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовал КЗоТ РСФСР, согласно положениям ст.167 которого, отпуск по уходу за ребенком засчитывался так же и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Закон «О внесении изменений и дополнений в ст.167 КЗоТ РСФСР» от 25 сентября 1992 года вступил в законную силу 6 октября 1992 года и только этим Законом РФ и с этой даты - с 6 октября 1992 года, было отменено положение о включении в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года продолжительность отпуска по уходу за ребенком увеличена до 3 лет, указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а так же в стаж работы по специальности.

В соответствии с Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», в ст.71 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» внесены изменения, в соответствии с которыми, предусмотрено предоставление женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, исходя из смысла приведенных законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а так же в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР до внесения в эту норму изменений - то есть, до 6 октября 1992 года..

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком у истицы начался в период действия приведенных нормативных актов, исходя из презумпции правовой определенности и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды с дата по дата (отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком, дата, до достижения ребенком возраста 1 года 6 месяцев) и с дата по дата ( отпуск по уходу за этим же ребенком, дата, до достижения ребенком возраста 3 лет) подлежит зачету в медицинский стаж истицы.

Учитывая, что первый период - с дата по дата, засчитан в стаж лечебной работы в календарном исчислении, а второй период - и с дата по дата, полностью не включен в ее стаж лечебной работы, в стаж подлежит включению, исходя из льготного порядка исчисления, срок, равный половине первого периода и весь второй период в исчислении «1 год - как 1 год и 6 месяцев».

В общей сложности данные периоды составят <данные изъяты>, которые подлежат включению в стаж лечебной работы истицы.

С дата по дата, с дата по дата, с дата по дата истица проходила курсы повышения квалификации.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О трудовых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Суд, учитывая положения приведенных норм закона, полагает, что ответчик необоснованно не включил в трудовой стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку, в этот период за истицей была сохранена среднемесячная заработная плата, что означает, что производились и отчисления в пенсионный фонд, а должность и место работы истицы в эти периоды соответствовали «Списку..», а учитывая наименование учреждения и занимаемой истицей должности, данный период подлежит включению в льготном исчислении и составляет <данные изъяты>.

Таким образом, в стаж лечебной работы истицы подлежит включению в общей сложности <данные изъяты>

С учетом 22 лет 2 месяцев 16 дней, которые засчитаны в стаж истицы Решением УПФР, общий стаж лечебной деятельности на момент обращения превысит требуемые 30 лет.

Таким образом, требования истицы о признании права на досрочную трудовую пенсию обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основанииизложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194, ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Кайновой Л.Н. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Кайновой Л.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с дата.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда России в пользу Кайновой Л.Н. <данные изъяты> рублей в счет возврата государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново- Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения.

Судья Кулиев И.А.