о взыскании задолженности по компенсациям и установлении размеров компенсаций



Дело №2-1330/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

7 апреля 2011 г.

Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Кулиева И.А.,

при секретаре судебного заседания Конышевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиатдинова Р.Ф. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на питание и ежегодным компенсациям на оздоровление и установлении размеров ежемесячной и ежегодной компенсации

у с т а н о в и л:

Зиатдинов Р.Ф. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании с ответчика задолженности по ежемесячным компенсациям на питание и ежегодным компенсациям на общую сумму --- --- ---. за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. и обязании ответчика выплачивать с --.--.---- г. компенсацию на питание в размере 1458 руб. 95 коп. и компенсацию на оздоровление в размере --- --- ---

В обоснование иска Зиатдинов Р.Ф. указал, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получает ежемесячную компенсацию на питание и ежегодную компенсацию на оздоровление.

Истец полагает, что выплачиваемые ему компенсации должны быть проиндексированы с --.--.---- г.

Истец просит взыскать с ответчика задолженность по компенсациям с --.--.---- г. по --.--.---- г. в указанном размере и обязать ответчика выплачивать с --.--.---- г. компенсацию на питание в размере --- --- ---. и компенсацию на оздоровление в размере --- --- ---

В порядке подготовки дела к рассмотрению к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Представители Минсоцзащиты РТ, Министерства Финансов в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Учитывая надлежащее извещение ответчиков, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона - для лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в размере 300 рублей.

В соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Поскольку, размер выплачиваемых участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС компенсаций определен, как кратный размер минимальной заработной платы, установленной Правительством РФ, суд полагает, что в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. эти компенсации не могут быть проиндексированы.

Вывод суда основан на том, что увеличение размера минимальной заработной платы (МРОТ) составляло коэффициенты, которые не могут быть повторно применены уже к фактически проиндексированному размеру МРОТ - иначе выплачиваемые компенсации, исчисляемые в кратных МРОТ, вторично индексируются на этот же индекс увеличения МРОТ.

Суд полагает, что, поскольку базовым Законом гарантировано получение участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ежемесячных компенсаций на питание и ежегодных компенсаций на оздоровление, при этом, само получение этих компенсаций не связано каким либо условием - например, получением или предъявлением в органы социальной защиты соответствующего удостоверения, требования истца о взыскании ежемесячных компенсаций на питание и ежегодных компенсаций на оздоровление с --.--.---- г. подлежат удовлетворению, поскольку, впервые возможность получения компенсация предусмотрена в ст.14 базового закона в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ, вступившего в силу со 2 марта 1996 года.

Кроме этого,в соответствии с Определением Конституционного Суда России от 3 ноября 2006 г. N 445-О, положения статьи 208 ГК РФ не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

В соответствии с положениями базового Закона, размер компенсации на питание, выплачиваемой участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, составлял два минимальных размера оплаты труда - --- --- ---

С 1 января 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял 83 руб. 49 коп., размер компенсации на питание, должен был составлять 166 руб. 98 коп.

В соответствии с положениями базового Закона, размер компенсации на оздоровление, выплачиваемой участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, составлял три минимальных размера оплаты труда - 227 руб. 70 коп.

С 1 января 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял 83 руб. 49 коп., размер компенсации на оздоровление, соответственно 250 руб. 47 коп.

Решением --- --- --- районного суда г.Казани от 8 октября 2009 года в пользу Зиатдитнова Р.Ф. взыскана задолженность по компенсациям на питание и на оздоровление за период с --.--.---- г. по --.--.---- г., в связи с чем, в удовлетворении требований о взыскании задолженности за указанный период надлежит отказать.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П, впредь, до внесении соответствующих изменений в действующее законодательство, судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных гражданских дел предоставлено право принимать решения о выплате гражданам пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы соответствующих сумм возмещении вреда с учетом их ежегодно индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с --.--.---- г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г.№122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с --.--.---- г. до --.--.---- г.

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, суд учитывает, что вопрос индексации компенсаций на питание и на оздоровление разрешен на законодательном уровне.

При таком положении, разрешая заявленные исковые требования об индексации выплачиваемых истцу компенсаций и определении задолженности по ним, суд исходит из того, что необходимо исходить из соответствия тех сумм, что фактически выплачены (назначены к выплате) истцу тем суммам, которые определены приведенными Постановлениями Правительства РФ.

С 1 января 2005 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 N 292 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составит 244 руб. 20 коп., на оздоровление - 366 руб. 30 коп.

С 1 января 2006 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 N 246 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составит 266 руб. 18 коп., на оздоровление - 399 руб. 27 коп

С 1 января 2007 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 N 171 (в ред. от 03.03.2007), размер компенсации на питание составит 287 руб. 47 коп., на оздоровление - 431 руб. 21 коп

С 1 января 2008 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 (в ред. от 24.12.2008), размер компенсации на питание составит 317 руб. 65 коп., на оздоровление - 476 руб. 49 коп

С 1 января 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 года N 914 (ред. от 24.12.2008) размер компенсации на питание составит 344 руб. 65 коп., на оздоровление - 516 руб. 99 коп

Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период истцу выплачивались размеры компенсаций на питание и на оздоровление, установленные приведенными Постановлениями Правительства РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что задолженности по этим компенсациям после --.--.---- г. года так же не имеется.

Таким образом, учитывая, что задолженность до --.--.---- г. взыскана решением суда, а с --.--.---- г. выплачивается в установленных Постановлениями Правительства РФ размерах, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Зиатдинова Р.Ф. об индексации выплачиваемых компенсаций на питание и на оздоровление и взыскании задолженности по ним за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме.

Судья Кулиев И.А.