Дело № 2-2082/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Курбановой Р.Б., при секретаре Погудиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грищенко И.П. к Муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани и Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, у с т а н о в и л: Истец обратился в суд с иском к ответчику Муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об обязании принять решение о выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Истец обратился в суд иском также и к ответчику Муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об обязании принять решение о первоочередном обеспечении благоустроенной жилой площадью. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что его семье, состоящей из четырех человек, предоставляется право на внеочередное обеспечение земельным участком для индивидуального жилищного строительства на основании Закона «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С целью реализации внеочередного обеспечения земельным участком для индивидуального строительства истцом было направлено заявление в адрес Главы Администрации Ново-Савиновского района г.Казани о предоставлении земельного участка. В ответе заместителя Главы Администрации Ново-Савиновского района г.Казани на заявление указывается, что продажа земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства, осуществляется на аукционах. Истец, считая ответ уклонением от принятия решения по его заявлению о предоставлении земельного участка, просил обязать ответчика принять решение о выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство его семье, как ликвидатору последствий аварии на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС. Также истец указал, что его семье, состоящей из четырех человек, предоставляется также право на первоочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С целью реализации первоочередного права обеспечения благоустроенной жилой площадью истцом было направлено заявление в адрес Председателя Исполнительного комитета Ново-Савиновского района г.Казани о восстановлении его на льготную очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ответе заместителя Главы Администрации Ново-Савиновского района г.Казани на заявление указывается, что совокупная обеспеченность общей площади жилых помещений на одного члена семьи истца - 13,96 кв.м., что превышает учетную норму, которая составляет 12 кв.м. Оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в настоящее время не имеется. Истец, считая ответ нарушающим его права и свободы, просил обязать ответчика принять решение о первоочередном обеспечении благоустроенной жилой площадью его семье, как ликвидатору последствий аварии на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС. Определением суда от 21 апреля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани. Определением суда от 24 мая 2011 года гражданское дело № №2-2082/11 по иску Грищенко И.П. к муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани», ИКМО г.Казани об обязании принять решение о выделении земельного участка под индивидуальное строительство и гражданское дело №2-2081/11 по иску Грищенко И.П. к МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани», ИКМО г.Казани об обязании принять решение о первоочередном обеспечении благоустроенной жилой площадью объединено в одно производство, присвоен им номер гражданского дела: 2-2082/11. Этим же определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. В ходе судебного разбирательства от 24 мая 2011 года истец уточнил исковые требования, просил признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В настоящем судебном заседании истец исковые требования поддержал. Представитель ответчика МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» исковые требования не признал. Представитель соответчика ИКМО г.Казани исковые требования не признал. Ответчик Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель не явился. Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 55 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. В соответствии со статьей 56 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В соответствии с частями 1-3 статьи 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона РФ от 18 июня 1992 года №3061-1 «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения. В соответствии со статьей 15 указанного закона Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12,14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях). . являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В судебном заседании установлено, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается копией удостоверения серии Р №--. Согласно выписке из домовой книги истец зарегистрирован и проживает в ... ..., собственником которой является ФИО5 Из финансово-лицевого счета указанной квартиры следует, что общая площадь квартиры составляет 33,4 кв.м. Судом также установлено, что члены семьи истца - супруга и дочь - зарегистрированы по месту жительства в ... ..., общая площадь которой составляет 50,4 кв.м. Как следует из ответа Администрации Ново-Савиновского района г.Казани от 14 сентября 2010 года, принять истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий невозможно в связи с тем, что обеспеченность общей площади жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму. В соответствии с ч.1-3 ст.50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В соответствии с Решением Казанской Городской Думы от 1 ноября 2006 г. N 10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» постановлено установить учетную норму площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Приведенное Решение от 1 ноября 2006 г. N10-13 не изменено и не отменено в установленном законом порядке. Таким образом, в соответствии требованиями ст.50 ЖК РФ, органом местного самоуправления установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая, в соответствии с взаимосвязанными положениями ст.15 Закона РФ от 18 июня 1992 года №3061-1 «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, должна учитываться при разрешении вопроса о постановке участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исходя из площади занимаемого истцом жилого помещения (33,4 кв.м.), а также из площади жилого помещения, занимаемых членами его семьи (50,4 кв.м.), приходящаяся на него площадь превышает установленную учетную норму - 12 кв.м. Доводы истца о том, что занимаемая им жилая площадь не является его собственностью, а потому он в любое время может быть выселен из занимаемого жилого помещения, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку указанные доводы правового значения при рассмотрении настоящего спора, не имеют. При таком положении, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 12,56,194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Грищенко И.П. к Муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани и Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: Курбанова Р.Б.