Дело №2-2381/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. 23 мая 2011 г. Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Кулиева И.А., при секретаре судебного заседания Конышевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куроедова С.Б. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью и установлении размеров ежемесячных компенсаций, у с т а н о в и л: В обоснование иска Куроедов С.Б. указал, что является с --.--.---- г. инвалидом 3 группы с утратой 50% трудоспособности вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получает ежемесячные компенсации на возмещение вреда здоровью. В настоящем судебном заседании представитель истца поддержала уточненные исковые требования в полном объеме. Представитель Минсоцзащиты РТ в судебное заседание не явился, ранее направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что Министерство является не ответчиком, а представителем ответчика по заявленным требованиям, так же просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в своем отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии п.8 Постановления Министерства труда и социального развития РФ №43 от 02.07.2000 года «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм возмещения вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы» в связи с повышением стоимости жизни индексация сумм заработной платы для исчисления ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы производится с учетом коэффициентов, установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей» Согласно приведенных «Правил..», установлены коэффициенты для возмещения вреда на 1986 год - 6,7, на 1987 год - 6,4; на 1988 год - 6,1; на 1989 год - 5,8; на 1990 год - 5,5; на 1991 год - 4,3. В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом приведенных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года - в 6 раз, с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года - в 3 раза. Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная выплата в счет возмещения вреда здоровью с учетом процента утраты трудоспособности, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - 1,9 раза; с 1 июля 1993 года - в 1,81 раза; с 1 декабря 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1994 года - в 1,4 раза; с 1 апреля 1995 года - в 1,678 раза; с 1 мая 1995 года - в 1,27 раза; с 1 августа 1995 года - в 1,259 раза; с 1 ноября 1995 года - в 1,05 раза; с 1 декабря 1995 года - в 1,048 раза; с 1 января 1996 года - в 1,045 раза; с 1 апреля 1996 года - в 1,2 раза; с 1 января 1997 года - в 1,1 раза, а в последующем - ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определено следующее: В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г.№122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001г. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г.. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. За период с --.--.---- г. до --.--.---- г. индексация должна производиться с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". - с --.--.---- г. с учетом коэффициента, равного 1,581, а с --.--.---- г. с учетом коэффициента, равного 1,515. Как следует из пункта 6 приведенного Постановления Пленума ВС РФ, « В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года» Таким образом, с января 2002 года индексация должна производиться с учетом роста прожиточного минимума. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 года № 421 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2000 года - 851 рубль 32 копейки. Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2000 года № 589 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2000 года - 894 рубля. Постановлением Правительства РФ от 11ноября 2000 года № 852 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2000 года - 930 рублей. Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2001 года № 99 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2000 года - 962 рубля. Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2000 год составит (851,32 + 894+930+962) : 4 = 909 рублей 32 копейки. Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2001 года № 664 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2001 года - 1064 рубля, за 2 квартал 2001 года - 1153 рубля. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2001 года № 879 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2001 года - 1163 рубля. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 91 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2001 года - 1197 рублей. Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2001 год составит (1064+1153+1163+1197) : 4 = 1144 рубля 25 копеек. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2002 года № 344 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2002 года - 1313 рублей. Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 года № 627 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2002 года - 1383 рубля. Постановлением Правительства РФ от 1ноября 2002 года № 793 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2002 года - 1387 рублей. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 года № 62 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2002 года - 1432 рубля. Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2002 год составит (1313+1383+1387+1432) : 4 = 1378 рублей 75 копеек. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 года № 276 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2003 года - 1554 рублей. квартал 2003 года - 1629 рублей. Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 672 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2003 года - 1612 рублей. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2004 года № 74 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2003 года - 1625 рубля. Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2003 год составит (1554+1629+1612+1625) : 4 = 1605 рублей. Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2003 года № 483 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2003 года - 1629 руб. Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 672 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2003 года - 1612 руб. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2004 года № 74 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2003 года - 1625 руб. Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2003 год составил 1605 руб. Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №-- установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2004 года - 1747 руб. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 года № 456 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2004 года - 1793 руб. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2004 года № 689 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2004 года - 1816 руб. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 года № 105 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2004 года - 1849 руб. Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2004 год составил 1801 руб. 25 коп. С учетом пропорционального роста прожиточного минимума для пенсионеров по РФ, индекс увеличения этого показателя составляет в 2001 году - 1,258, в 2002 году - 1,205 и в 2003 году - 1,164. В соответствии с Решением Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 года установлен индекс роста уровня инфляции за 2004 год - 1.1, за 2005 год - 1.11. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 N 143, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 31.07.2006 N ГКПИ06-739) - установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2006 год - 1.09. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 г. установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2007 год - 1.08. Постановлением Правительства РФ №655 от 03.09.2008 г. установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2008 год - 1.105, на 2009 год - 1.13. Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года №1024 установлен индекс уровня инфляции на 2010 год - 1.1. В судебном заседании установлено, что истец принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС со --.--.---- г. по --.--.---- г., впоследствии, с --.--.---- г. года истцу установлена 3 группа инвалидности с утратой 50% трудоспособности. Суд отклоняет доводы истца о расчете среднего заработка из сведений о заработке за период с --.--.---- г., поскольку, инвалидность установлена истцу --.--.---- г. - в таком случае должен быть положен в основу расчетов заработок за период с --.--.---- г., с учетом установленных «Положением..» коэффициентов. Как следует из исследованного при рассмотрении дела выплатного дела истца - в частности, справок о размере заработка, сумма заработка истца за 12 месяцев, предшествовавших наступлению инвалидности, составляла: --.--.---- г. - --- --- --- --.--.---- г.- --- --- --- --.--.---- г. --- --- --- --.--.---- г.- --- --- --- --.--.---- г.- --- --- --- --.--.---- г.- --- --- --- --.--.---- г.- --- --- --- --.--.---- г.- --- --- --- --.--.---- г.- --- --- --- --.--.---- г. - --- --- --- --.--.---- г. - --- --- --- --.--.---- г.---- --- ---. - всего --- --- ---. (неденоминированных), средний размер заработка для исчисления истца должен был составлять --- --- --- (деноминированных) С применением установленных приведенными «Правилами..» коэффициента увеличения стоимости жизни (6) проиндексированный размер заработка составляет --- --- --- коп., с применение коэффициентов - с --.--.---- г. - в 1,048 раза и с --.--.---- г. - в 1,045 раза, размер осовремененного среднего заработка составит --- --- --- С учетом 50% утраты трудоспособности, размер компенсации должен был составлять --- --- --- В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ №364-О от 4 октября 2005 года «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности положений ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 в редакции, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным а п.2 ст.13 названного Закона, гарантировалось возмещение вреда здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Постановлением Конституционного Суда РТ от 19 июня 2002 года №11-П установлено, что при определении порядка возмещения вреда, законодатель не вправе снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Таким образом, для определения размеров выплачиваемых истцу компенсаций необходимо последовательное применение установленных законом индексов, начиная --.--.---- г. года и --.--.---- г. С момента назначения истцу выплачивалась компенсация в размере --- --- --- С применением установленных «Положением..» коэффициентов, размер компенсации должен был составлять с --.--.---- г. (1.2) - --- --- ---., с --.--.---- г. (1.1) - --- --- --- Между тем, как установлено решением --- --- --- районного суда ... ... от --.--.---- г., размер компенсации возмещения вреда здоровью из индексированного размера заработка истца на --.--.---- г. должен составлять --- --- ---. - то есть, намного больше, что размер компенсации, рассчитанный судом по предложенному истцом принципу, но из сведений о заработке за 12 месяцев, предшествовавших наступлению инвалидности (так как предложенный истцом период для исчисления среднего заработка противоречит закону) Указанный размер компенсации - --- --- ---., проиндексирован решением суда от --.--.---- г., начиная --.--.---- г., с перерасчетом размеров компенсации, установленных ранее принятыми решениями, исходя из этого размера, взыскана задолженность по компенсациям. Суд полагает, что в таком случае какой-либо задолженности по компенсациям не имеется, так как при расчете среднего размера заработка для исчисления размера компенсации суд исходил из установленного законом порядка, сведения о заработке взяты из справок в выплатном деле истца, а размер компенсации, установленный ранее принятыми решениями суда, намного превышает рассчитанный судом при рассмотрении настоящего дела. При таком положении, учитывая, что истец предлагает в расчетах руководствоваться сведениями о заработке за период, который не предусмотрен законом (не является 12 месяцами, предшествовавшими трудовому увечью или утрате (снижению) трудоспособности), в удовлетворении исковых требований надлежит отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Куроедова С.Б. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью и установлении размеров ежемесячных компенсаций отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме. Судья И.А.Кулиев Куроедов С.Б. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании с ответчика задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью в размере --- --- ---. за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. и обязании ответчика выплачивать с --.--.---- г. компенсацию на возмещение вреда здоровью в размере --- --- ---
Истец указывает, что при расчете размера компенсации возмещения вреда здоровью вправе исходить из сведений о размере его заработка за 12 месяцев, предшествовавших наступлению инвалидности.
С учетом сведений о его заработке и 50%-ной утраты трудоспособности, размер компенсации в счет возмещения вреда здоровью должен был составить в --.--.---- г. года --- --- ---
Ссылаясь на изложенное, истец просил проиндексировать указанный размер компенсации возмещения вреда здоровью с --.--.---- г. и взыскать с ответчика задолженность по компенсациям в указанном размере.
В порядке подготовки дела к рассмотрению к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.