О признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №--                                                                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

--.--.---- г.             г. Казань

Ново - Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шамгунова А.И.,

при секретаре Рыбаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гариповой Р.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,

установил:

Гарипова Р.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью. В обоснование исковых требований указала, что 25 января 2011 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, однако решением №-- от 3 февраля 2011 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточного специального стажа.

Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии истец считает необоснованным, считает, что ответчик не учел следующего:

- периоды работы истца с --.--.---- г. зачтены в специальный трудовой стаж в простом календарном исчислении. По мнению истца, данные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев стажа, поскольку в эти периоды истец работала в должности врача акушера-гинеколога в ---;

- периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с --.--.---- г. года необоснованно были исключены из специального трудового стажа;

- периоды прохождения истцом клинической ординатуры со --.--.---- г., с --.--.---- г. года необоснованно были исключены из специального трудового стажа.

Истец считает, что на 25 января 2011 года стаж её лечебной деятельности составил более 30 лет, в связи с чем она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Истец просит обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с 25 января 2011 года.

В судебном заседании истец требования поддержала.

Представитель ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в решении №-- от 3 февраля 2011 года.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно материалам дела 25 января 2011 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Ответчик своим решением №-- от 3 февраля 2011 года отказал истцу в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемой выслуги 30 лет по состоянию на 25 января 2011 года.

Решением №-- от 3 февраля 2011 года в специальный трудовой стаж истца включен 21 год 9 месяцев 20 дней, в специальный стаж истца не включены следующие периоды:

нахождение истца на обучении в клинической ординатуре - со 2 --.--.---- г.;

нахождение истца в административном отпуске по уходу за ребенком --.--.---- г.

нахождение истца на курсах повышения квалификации - с 8 --.--.---- г..

Согласно решению №-- от 3 февраля 2011 года ответчик не применил льготное исчисление для периодов работы истца в должности врача акушера-гинеколога в Центре эндоскопической хирургии стационара в Коммунальном лечебном учреждении городской клинической больницы № 18 г. Казани - с --.--.---- г., с --.--.---- г. года, с --.--.---- г. года и с --.--.---- г..

Суд пришел к выводу, что периоды работы истца в должности врача акушера-гинеколога в --- подлежат включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении - один год работы как один год и шесть месяцев стажа, поскольку в этот периоды истец являлась оперирующим врачом-хирургом в городской больнице.

В соответствии с пунктом 2 действовавшего в спорный трудовой период Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» врачам-хирургам всех наименований предусматривается льготное исчисление стажа (один год работы как один год шесть месяцев).

Согласно пункту 2 действовавших в спорный трудовой период Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В этом Приложении - «Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год и 6 месяцев» в разделе «наименование должностей» указаны оперирующие врачи - специалисты всех наименование, в разделе «наименование структурных подразделений» указаны отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в том числе городских больниц, а также в клиниках и медико-санитарных частях, в числе которых гинекологическое отделение.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение и трудовой пенсии по старости.

В приложении к Правилам исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение и трудовой пенсии по старости - «Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» предусмотрены структурные подразделения учреждения «акушерское, гинекологическое отделение хирургического профиля стационаров учреждений» и наименование должности «оперирующие врачи - специалисты всех наименований».

Судом установлено и из трудовой книжки истца и справки муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница № 18» №-- от --.--.---- г. усматривается, что с 16 сентября 1996 года по настоящее время истец работает в должности врача акушера---

---

---

---

Согласно копиям протоколов операций в --- за период с 1996 года по 2011 год истец указана в них как хирург, проводивший операции пациентам.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что истец в периоды с 16 сентября 1996 года по 7 января 2001 года, с 4 марта 2001 года по 22 декабря 2002 года, с 6 сентября 2004 года по 9 января 2006 года, с 7 марта 2006 года по 24 января 2011 года работала оперирующим врачом-хирургом по акушерско-гинекологическому профилю в муниципальной городской больнице, что в соответствии как с ранее действующим, так и действующим законодательством является основанием для льготного исчисления трудового стажа в виде исчисления за 1 год и 6 месяцев одного года фактической работы.

Ссылка в решении ответчика №-- от 3 февраля 2011 года о том, что наименование структурного подразделения не соответствует Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, не может быть признана обоснованной, поскольку из материалов дела следует, что ---, а хирургические отделения акушерского и гинекологического профиля больниц предусмотрены вышеуказанным Перечнем.

Периоды нахождения истца на обучении в клинической ординатуре со 2 сентября 1994 года по 10 ноября 1994 года и с 30 июля 1996 года по 31 августа 1996 года ответчик обоснованно не включил в специальный трудовой стаж истца.

Согласно трудовой книжке истца 1 сентября 1994 года она по собственному желанию уволилась из Республиканской клинической больницы, в этот же день была зачислена в клиническую ординатуру Казанского ГИДУВ. Согласно решению ответчика №-- от 3 февраля 2011 года с 11 ноября 1994 года истец стала работать врачом-терапевтом Городской поликлиники №-- «Студенческая» г. Казани, в которой проработала до 29 июля 1996 года.

В силу статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом по материалам дела установлено, что в период со 2 сентября 1994 года по 10 ноября 1994 года и с 30 июля 1996 года по 31 августа 1996 года истец не была трудоустроена.

Ни «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни ранее действующее законодательство не предусматривают возможность включения периодов обучения в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что в период обучения в клинической ординатуре со 2 сентября 1994 года по 10 ноября 1994 года и с 30 июля 1996 года по 31 августа 1996 года истец не была трудоустроена и за неё не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, эти периоды не подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.

Также обоснованно ответчик не включил в специальный трудовой стаж истца период её нахождение в административном отпуске по уходу за ребенком - с --.--.---- г.

Со вступлением в силу 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" в стаж работы по специальности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости перестал включаться.

Поскольку период нахождения истца в административном отпуске по уходу за ребенком имел место после 6 октября 1992 года, он не подлежит включению в специальный трудовой стаж истца.

Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 8 января 2001 года по 3 марта 2001 года и с 10 января 2006 года по 6 марта 2006 года подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии по льготному исчислению (1 год работы как 1 год и 6 месяцев стажа), поскольку на курсах повышения квалификации истец находилась в период работы в должности, предусматривающей льготное исчисление трудового стажа - истец работала врачом акушер-гинекологом ---, до поступления на курсы и после их окончания работала в указанной должности и месте.

Повышение квалификации является как для медицинского работника, так для работодателя обязанностью. Нахождение на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, поэтому отсутствуют основания для исключения данного периода из специального трудового стажа истца.

Период получения истцом пособия по беременности и родам с --.--.---- г. по --.--.---- г. подлежит включению в специальный трудовой стаж истца по льготному исчислению, поскольку в период получения пособия по беременности и родам истец была нетрудоспособна, что свидетельствует о сохранении за нею в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, а значит и сохранении всех гарантий, в том числе, включение периодов в стаж для досрочного назначения пенсии как периодов работы, то есть в льготном исчислении.

Учитывая, что в период получения пособия по беременности и родам истец сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности, работа в которой дает право на льготное исчисление данного периода, этот период в стаж лечебной деятельности подлежит включению также в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев стажа).

Согласно материалам дела ответчик включил период работы истца врачем-интерном гинекологического отделения Республиканской клинической больницы с --.--.---- г. по --.--.---- г. в специальный трудовой стаж истца.

Согласно действовавшему на тот период времени Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» врачам-хирургам всех наименований предусматривается льготное исчисление стажа (один год работы как один год шесть месяцев).

Судом установлено, что в период работы врачом-интерном с --.--.---- г. по --.--.---- г. истец принимала участия в оперативных вмешательствах, что следует из предоставленной справки из Республиканской клинической больницы.

Учитывая, что по действовавшему на тот период времени льготный порядок исчисления трудового стажа был предусмотрен для всех врачей-хирургов, а из материалов дела следует, что в период работы врачом-интерном истец осуществляла хирургическую деятельность, период работы истца врачем-интерном гинекологического отделения Республиканской клинической больницы с --.--.---- г. по --.--.---- г. подлежит включению в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев стажа.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев стажа подлежат включению следующие периоды:

- период работы истца врачем-интерном гинекологического отделения Республиканской клинической больницы с --.--.---- г. по --.--.---- г.;

- периоды работы истца с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности врача акушера-гинеколога Центра эндоскопической хирургии городской клинической больницы №-- ... ...;

- период нахождения истца на курсах повышения квалификации с --.--.---- г. по --.--.---- г. и с --.--.---- г. по --.--.---- г.;

- период получения истцом пособия по беременности и родам с --.--.---- г. по --.--.---- г..

С учетом этих периодов, а также периодов, которые были включены ответчиком в специальный трудовой стаж истца в календарном исчислении, по состоянию на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 25 января 2011 года истец не выработала необходимые для назначения досрочной пенсии 30 лет стажа.

Из справки МУЗ «Центральная клиническая больница» №-- от 7 декабря 2011 года установлено, что истец продолжает работать в должности акушера-гинеколога ---, в 2011 году она в административных отпусках не находилась.

Учитывая, что истец продолжает работать в должности и в учреждении, работа в которой засчитывается в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, истец не отзывала из УПФР по Ново-Савиновскому району г. Казани заявления о назначении досрочной трудовой пенсии, положений, которые предусматривали бы исчисление страхового стажа исключительно на день обращения за пенсией, нормы действующего законодательства не содержат, у суда нет оснований не учитывать период работы истца после обращения в УПФР по Ново-Савиновскому району г. Казани, поэтому период работы истца после подачи заявления в пенсионный орган по день разрешения дела также подлежит исчислению в льготном порядке - год работы как 1 год и 6 месяцев стажа и учету при разрешении вопроса о наличии основания для признания за истцом права на досрочную трудовую пенсию.

Учитывая периоды, которые ответчик включил в специальный трудовой стаж истца в календарным исчислении, учитывая периоды работы истца, которые подлежат включению в льготном исчислении по настоящему судебном решению, учитывая период работы истца со дня обращения в пенсионный орган по день разрешения дела, суд установил, что истец имеет право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с 14 ноября 2011 года.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично, право истца на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью подлежит признанию за ней с 14 ноября 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Гариповой Р.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.

Признать право Гариповой Р.М. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 14 ноября 2011 года и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани назначить Гариповой Разине Мунавировне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 14 ноября 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани в пользу Гариповой Разины Мунавировны 200 рублей в возмещение государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения.

Судья подпись Шамгунов А.И.

    копия верна

Судья         Шамгунов А.И.