о понуждении предоставления жилого помещения вне очереди



                                                                    Дело № 2-197

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

03 февраля 2012 года. Ново-Савиновский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Исмагиловой В.А., при секретаре           Царевиной Е.И., рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нургатина Т.Т. к Исполнительному Комитету Муниципального Образования г. Казани, МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов» Исполнительного комитета Муниципального Образования г. Казани о предоставлении жилого помещения вне очереди.

У С Т А Н О В И Л:

Истец Нургатин Т.Т. обратился с иском в суд к ответчикам ИК МО г. Казани, МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов» ИК МО г. Казани о предоставлении жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, указывая, что является сиротой в связи со смертью матери ФИО, умершей --.--.---- г.. С момента смерти матери он находился под опекой своего дяди ФИО

--.--.---- г. письмом №-- и на основании протокола от --.--.---- г. №-- МУ Администрации Авиастроительного и Ново - Савиновского районов г.Казани он был постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «дети - сироты», в соответствии с которым жилые помещения указанным категориям граждан предоставляются вне очереди.

В --.--.---- г. окончил --- и на момент окончания ВУЗа закрепленного за ним жилого помещения не имел.

--.--.---- г. он обратился с письменным заявлением в МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов» ИК МО г. Казани о предоставлении ему жилого помещения не ниже установленных социальных норм по месту жительства вне очереди и ему было отказано в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке со ссылкой на предоставление сертификата Министерством строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РТ для приобретения жилья согласно очередности, учитывая дату принятия на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

          Отсутствие в законодательстве указаний на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой -либо очереди. Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений.

Представитель ответчика ИК МО г. Казани иск не признала и суду пояснила, что истец вправе осуществить свои жилищные права путем получения сертификата на приобретение жилья и органы местного самоуправления г.Казани не наделены полномочиями по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений вне очереди.

Представитель ответчика МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов» ИК МО г. Казани иск не признала.

Представитель третьего лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РТ с иском не согласна.

Выслушав истца, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), (пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РТ от 12 февраля 2009 года № УП-70 жилые помещения предоставляются лицам из категории детей-сирот на льготных условиях за счет средств бюджета Республики Татарстан с использованием сертификатов на основании договоров, заключаемых со специализированной организацией на определенный срок, в соответствии с законодательством Республики Татарстан

В судебном заседании установлено, что Нургатин Т.Т. является сиротой, в виду смерти матери Нургатиной Т.Т., умершей --.--.---- г..

Протоколом №-- от --.--.---- г. истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и постановлен на учет в МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов» ИК МО г. Казани по категории «дети - сироты» вне очереди.

Суд считает исковые требования Нургатина Т.Т. о предоставлении ему ИК МО г.Казани жилого помещения вне очереди, не ниже установленных социальных норм по месту жительства необоснованными по следующим основаниям:

Постановлением Кабинета Министров РТ от 16 мая 2008 года № 326 утверждены Правила выдачи, реализации сертификата для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

     Согласно указанным Правилам право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из мест лишения свободы.

      В ходе судебного заседания представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства суду пояснила, что по заявлению Нургатин Т.Т. органом местного самоуправления включен в Список детей - сирот, который передан в министерство. Он включен в сводный список детей - сирот, утвержденный министерством, на получение сертификата.

       Таким образом, суд не усматривает нарушений прав истца Нургатина Т.Т. на предоставление жилья по категории «дети - сироты», поскольку он включен в сводный список на получение государственного жилищного сертификата.

       Действующим законодательством предусмотрено, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Между тем, органы местного самоуправления в г.Казани полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленном законом порядке не наделены, а потому предъявление Нургатиным Т.Т. исковых требований к ответчикам является необоснованным.

          Доводы истца Нургатина Т.Т. о том, что ИК МО г.Казани в силу положений ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязаны предоставить ему жилье вне очереди по договору социального найма не могут служить основанием в удовлетворении иска, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда РТ за № 250 -О -П от 05 февраля 2009 года, абзац второй пункта 1 статьи 8 вышеуказанного федерального закона в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

         ИК МО г.Казани соответствующими государственными полномочиями о предоставлении жилья по договору социального найма по категории «дети - сироты» не наделен.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Нургатину Т.Т. к Исполнительному Комитету Муниципального Образования г. Казани, МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов» Исполнительного комитета Муниципального Образования г. Казани о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм по месту жительства отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г. Казани в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                         В.А.Исмагилова