об обязании МТЗСЗ РТ установить причину инвалидности



Дело №2-142/12

                                                       

      РЕШЕНИЕ

          Именем Российской Федерации

8 февраля 2012 года

Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующий судья Р.В. Королёв,

секретарь судебного заседания С.В. Хабибуллина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина Б.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о защите прав инвалида,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о защите прав инвалида. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ---, истцом была получена тяжелая травма головы - сотрясение головного мозга. Во время прохождения службы в армии истцу была поручена работа, включенная в список профессий с вредными условиями труда (сварщик), вследствие этого у истца появились симптомы заболевания. Постепенно его состояние здоровья ухудшилось. Военно-врачебной комиссией --.--.---- г. было вынесено заключение, что «заболевание получено в период прохождения военной службы». В --- на основании этого заключения истец был признан инвалидом 2 группы. На протяжении многих лет истец находится в тяжелом состоянии, поскольку болезнь прогрессирует, несмотря на лечение в госпитале. По мнению истца, его признали инвалидом по неверным основаниям.

Истец просит обязать ответчика установить причину инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы», а также выдать удостоверение инвалида боевых действий.

Истец в судебном заседании полностью поддержал исковые требования.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснила суду, что истцу необходимо было подавать иск к военно-врачебной комиссии и учреждению медико-социальной экспертизы.

Представитель привлечённого в качестве третьего лица ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Татарстан (Татарстан), на судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Представитель привлечённого в качестве третьего лица 22 ВВК на судебное заседание не явился, как следует из поступившего письма, данное учреждение ликвидировано.

Выслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно свидетельству о болезни №-- госпитальной военно-врачебной комиссии войсковой части п/п 41046 от --.--.---- г. (л.д. 10), установлена следующая причина заболевания истца: отдаленные последствия закрытой черепно-мозговой травмы с астеническим синдромом. Из данного заключения так же следует, что заболевание получено в период прохождения военной службы. Данное заключение не отменено.

Согласно ответу 22 военно-врачебной комиссии от --.--.---- г. (л.д. 4) заключение о причинной связи заболевания госпитальной военно-врачебной комиссии войсковой части п/п 41046 по свидетельству о болезни №-- от --.--.---- г. принято в точном соответствии с действовавшим на тот период «Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР». Формулировка постановления «заболевание получено в период прохождения военной службы» соответствует современной, определенной постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №-- как «заболевание получено в период военной службы». Результаты данной проверки истцом не оспорены.

Ответами ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Татарстан (Татарстан) (л.д. 5, 6), истцу было разъяснено, что определение причины инвалидности было произведено на основании свидетельства о болезни №-- госпитальной военно-врачебной комиссии войсковой части п/п 41046 от --.--.---- г..

В соответствии со ст. 7 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 8 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются в том числе, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, не является учреждением, уполномоченным устанавливать причину инвалидности, так как данные функции возложены на учреждения медико-социальной экспертизы, однако истец отказался от изменения исковых требований и от замены ответчика указав, что настаивает на своих требованиях в первоначальном виде.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении требования истца об обязании Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан установить причину инвалидности, как «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы», надлежит отказать, в то же время данный отказ не препятствует истцу, обратиться в суд с тем же требованием к учреждению, уполномоченному устанавливать причину инвалидности.

Поскольку, как указано выше, на данный момент, отсутствуют основания для установления причины инвалидности истца, как «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы», в удовлетворении требований об обязании Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выдать истцу удостоверение инвалида боевых действий надлежит отказать, что так же не препятствует истцу обратиться с данными требованиями после изменения, в установленном порядке, причины его инвалидности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В иске Фомина Б.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о защите прав инвалида - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья     Р.В. Королёв