Дело № 2-256/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2012 года
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,
при секретаре судебного заседания Королевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханафиевой Ф.Ф. к Управлению Пенсионного Фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани (далее - УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
В обоснование иска указала, что обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью. Решением УПФР ей отказано в назначении пенсии.
Истица считает отказ незаконным, просит признать ее право на досрочную трудовую пенсию и обязать УПФР назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты обращения в УПФР с заявлением.
В судебном заседании представитель истицы поддержал в полном объеме.
Представитель УПФР иск не признала, просит отказать в удовлетворении.
Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пп. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что --.--.---- г. истица обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью.
Решением УПФР №-- от --.--.---- г. истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет, на момент обращения, согласно Решению, стаж медицинской деятельности истицы составляет 27 лет 7 месяцев 20дней.
Как следует из приведенного Решения УПФР от --.--.---- г., в стаж медицинской работы истицы не включены оспариваемые ею периоды:
- с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. и со --.--.---- г. по --.--.---- г. - нахождение на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст.2 ФЗ "О трудовых пенсиях", страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судом, в вышеуказанные оспариваемые истицей периоды, она, работая, согласно трудовой книжке, --- скорой медицинской помощи в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани, находилась на курсах повышения квалификации, при этом за ней было сохранено место работы и заработная плата.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется мест о работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд полагает, что ответчик необоснованно не включил в трудовой стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку, в эти периоды за ней была сохранена среднемесячная заработная плата, а должность и место работы в эти периоды соответствовали "Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения..".
Учитывая изложенное, указанные периоды подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, как установлено судом, истица в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица работала в должности --- анестезиолого-реанимационной бригады интенсивной терапии МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" ... ....
Указанный оспариваемый истицей период включен Решением УПФР в календарном исчислении.
До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".
Списком N 464 предписано: установить, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: <...> врачам - анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судом при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела усматривается, что Ханафиева Ф.Ф. в оспариваемый период работала в группе анестезиолого-реанимационной бригады интенсивной терапии выездной бригады подстанции №-- станции скорой медицинской помощи, т.е. структурном подразделении, предусмотренном указанным Списком.
Так, согласно приказу главного врача ССМП №-- от --.--.---- г., истица (добрачная фамилия которой Сабирзянова Ф.Ф.) с --.--.---- г. переведена в бригаду интенсивной терапии подстанции №-- станции скорой медицинской помощи (л.д.23-25).
Согласно архивной справке работодателя от --.--.---- г. за №-- следует, что истица работает на станции скорой медицинской помощи в должности фельдшера выездной бригады подстанции №-- с --.--.---- г., при этом с --.--.---- г. переведена в бригаду интенсивной терапии с доплатой за вредные условия труда в размере 15% (л.д. 27).
Из должностной инструкции фельдшера выездной бригады реанимации и интенсивной терапии усматривается, что на должность фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности "лечебное дело", имеющий диплом и соответствующий сертификат. Фельдшер (медицинская сестра) выездной бригады выполняет следующие основные функции: оказание в минимально короткие сроки и в максимально полном объеме экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим на догоспитальном этапе, включая их доставку в ЛПУ города по экстренным показаниям; доставка или участие в доставке больных и пострадавших в стационары города по заявкам ЛПУ в случаях, когда по состоянию здоровья они нуждаются в доставке в стационар в сопровождении медицинского работника; работа на границе очага при чрезвычайных ситуациях и массовых катастрофах по ликвидации медицинских последствий "ЧС" и массовых катастроф.
По данным Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должность среднего медицинского персонала, функции по которой заключаются в осуществлении контроля за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации, оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях, именована как медицинская сестра-анестезист; данная должность включена в указанный выше Список.
В то же время, как следует из справки работодателя от --.--.---- г. за №--, должностные обязанности среднего медицинского персонала, в состав которых входят фельдшера и медицинские сестры-анестезистки бригады интенсивной терапии, не разделены, они выполняют одинаковые функции (л.д. 27).
Из штатных расписаний за 1992-1997г., в том числе и медицинского персонала, утвержденных главным врачом станции скорой медицинской помощи, предусмотрена анестезиолого-реанимационная бригада интенсивной терапии в составе которой значатся такие должности как врач-анестезиолог и мед.сестра-анестезистка (л.д. 11-18).
Таким образом, анализируя представленные работодателем сведения о том, что в составе выездной анестезиолого-реанимационной бригады интенсивной терапии отсутствовал работник, замещающий должность медицинской сестры-анестезиста, суд приходит к выводу о том, что все функции среднего медицинского персонала, входящего в состав такой бригады, в оспариваемый период выполнялись фельдшером, т.е. истицей, поскольку она являлась единственным сотрудником среднего медицинского персонала в составе выездной анестезиолого-реанимационной бригады интенсивной терапии, дополнительно медицинские сестры в данное структурное подразделение работодателем на работу не принимались, следовательно, указанный спорный период должен быть включен в подсчет трудового стажа в льготном исчислении.
Право истицы на получение пенсии, как лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет производно от ее трудовой деятельности.
Таким образом, на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии - --.--.---- г. ее специальный стаж, с учетом вышеуказанных включенных судом периодов ее работы, составляет более требуемых 30 лет.
Следовательно, требования истицы о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью обоснованны и подлежат удовлетворению.
Надлежащим государственным органом, ответственным на назначение пенсии, является Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани, поэтому суд считает необходимым, признав отказ в назначении пенсии незаконным, обязать Управление пенсионного фонда устранить допущенное нарушение закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Ханафиевой Ф.Ф. к Управлению Пенсионного Фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с медицинской деятельностью удовлетворить.
Признать право Ханафиевой Ф.Ф. на досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с медицинской деятельностью.
Обязать Управление Пенсионного Фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Ханафиевой Ф.Ф. досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с медицинской деятельностью с --.--.---- г..
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курбанова Р.Б.