о включении в состав наследственного имущества право умершей на выплату денежной субсидии



Дело №2-1295/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2012 года

Ново-Савиновский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Курбановой Р.Б.

при секретаре судебного заседания Королевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску          Тришаковой Г.А. к МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани» и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении в состав наследственного имущества право умершей на выплату денежной субсидии, признании права на получение денежной субсидии в порядке наследования и возложении обязанности исполнения обязательств,

установил:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о включении в состав наследственного имущества право умершей на выплату денежной субсидии, признании права на получение денежной субсидии в порядке наследования и возложении обязанности исполнения обязательств.

В обоснование иска указала, что --.--.---- г. умерла ее мать - Алешина В.В., которая являлась членом семьи участника Великой Отечественной войны. В ноябре 2011г. была поставлен в очередь в качестве нуждающейся в получении жилья по категории «Жилье ветеранам».

--.--.---- г. на сотовый телефон представителя Алешиной В.В. из Администрации поступил звонок, в ходе которого было сообщено, что на имя Алешиной В.В. поступила субсидия в размере №-- рублей, для чего необходимо подойти в Администрацию для оформления документов. Однако, в ночь с 27 на --.--.---- г. состояние Алешиной В.В. ухудшилось, в связи с чем она была госпитализирована, а --.--.---- г. скончалась.

Истица указывает, что в связи с независящими от Алешиной В.В. обстоятельствами, Алешина В.В. не смогла надлежащим образом оформить и сдать необходимые документы для дальнейшего использования выделенной субсидии, однако приобрела право на ее получение, а потому, истица просит включить в состав наследственного имущества право Алешиной В.В. на выплату денежной субсидии в размере №-- рублей, признать за истицей право на получение денежной субсидии в размере №-- рублей в порядке наследования по закону и возложить обязанность на ответчиков исполнить обязательства по перечислению денежной субсидии в размере №-- рублей на имя истицы в порядке наследования по закону.

В ходе судебного разбирательства представитель истцы исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани» с иском не согласен.

Ответчик - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил письменный отзыв о своем не согласии с заявленными требованиями, одновременно заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.

Выслушав представителя истицы, представителя ответчика МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 Постановления Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" (далее - Постановление) установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

В соответствии с п.3 Постановления, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

      В соответствии с пунктом 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретении жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (далее - Положение), утвержденного Постановлением №275 предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 Положения, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года (далее - сводные списки).

           Для учета граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с указанным постановлением, сформирован республиканский реестр получателей субсидии на при обретение жилья.

           В соответствии с пунктом 13 раздела II Положения территориальные органы социальной защиты направляют в Министерство информацию о представленных гражданами договорах купли-продажи жилого помещения.

        После получения информации о представленных гражданами в территориальный орган социальной защиты договорах купли-продажи жилого помещения либо иного договора, зарегистрированного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий на электронном носителе.

         Пунктом 7 Положения определено, что Министерство в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.

         Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

         Субсидия считается использованной, а получатели субсидий утрачивают статус нуждающихся в жилых помещениях после перечисления денежных средств со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

        Таким образом, конкретный срок, в течение которого Министерство обязано обеспечить поступление соответствующих денежных средств на счета уполномоченному банку для последующего зачисления на целевые лицевые счета граждан-получателей субсидий нормативными документами не определен.

В соответствии с п.11 Положения, в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.

В соответствии со ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как установлено в судебном заседании, согласно постановлению Главы администрации Ново-Савиновского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани №--р от --.--.---- г. Алешина В.В. была поставлена в очередность в качестве нуждающейся в получении жилья.

--.--.---- г. Алешина В.В. умерла.

Как следует из письменного отзыва Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, Алешина В. В. была включена в общереспубликанский реестр на основании сведений исполкома Авиастроительного и Ново-Савиновского района в муниципальном образовании г.Казань с датой постановки на учет --.--.---- г. Реестр на уведомление граждан был направлен Министерством в Исполком --.--.---- г.

Договор купли-продажи жилого помещения либо иного договора, указанного в пункте 13 раздела II Положения договор банковского текущего счета Алешиной В.В. в органы соцзащиты представлены не были.

Указанное обстоятельство не отрицала в ходе судебного разбирательства и представитель истца, вместе с тем пояснив суду, что --.--.---- г. на сотовый телефон представителя Алешиной В.В. из Администрации поступил звонок, в ходе которого было сообщено, что на имя Алешиной В.В. поступила субсидия в размере №-- рублей, для чего необходимо подойти в Администрацию для оформления документов. Однако, в ночь с 27 на --.--.---- г. состояние Алешиной В.В. ухудшилось, в связи с чем она была госпитализирована, а --.--.---- г. скончалась. Соответственно, по независящими от Алешиной В.В. обстоятельствами, Алешина В.В. не смогла надлежащим образом оформить и сдать необходимые документы для дальнейшего использования выделенной субсидии, однако приобрела право на ее получение, поскольку была включена в реестр получателей субсидии.

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275, предусмотрен порядок предоставления субсидии на приобретение жилья, суд приходит к выводу, что факт направления в исполком реестра получателей субсидии не является определяющим условием для выплаты гражданину субсидии.

Из смысла Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан следует, что переход права на получение субсидии на приобретение жилья к законным наследникам граждан - получателей субсидии, не предусмотрен.

Как следует из статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора.

Судом установлено, что Алешина В.В. в связи со своей смертью не успела реализовать свое право на получение и целевое использование выделенной государством субсидии на приобретение жилья.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу вышеуказанной нормы закона, средства субсидии не подлежат наследованию, так как в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя.

Таким образом, учитывая, что такая мера социальной поддержки как субсидия на улучшение жилищных условий неразрывно связана с личностью граждан - получателей субсидий, данная льгота могла быть предоставлена только Алешиной В.В. при ее жизни, а в связи с ее смертью, ее имущественное право в виде субсидии на приобретение жилья не возникло и соответственно, не может быть предметом наследования.

         Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований Тришаковой Г.А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд        

                        

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Тришаковой Г.А. к МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани» и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении в состав наследственного имущества право умершей на выплату денежной субсидии, признании права на получение денежной субсидии в порядке наследования и возложении обязанности исполнения обязательств, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                         Курбанова Р.Б.