Дело № 2-1701/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. 03 апреля 2012 г. Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Курбановой Р.Б., при секретаре Королевой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хуснутдинова Р.С. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани о возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии, у с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани ( далее - УПФР) о возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указал, что --.--.---- г. обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Решением УПФР ему отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Истец считает данное решение не законным и просит обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию. В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования, просил признать его право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента возникновения права, с --.--.---- г. Представитель УПФР иск не признал. Выслушав истца, представителя УПФР, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно пп. 15 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет. В судебном заседании установлено, что Хуснутдинов Р.С. --.--.---- г. обратился в УПФР с заявлением о назначении ему пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. --.--.---- г. года Хуснутдинову Р.С. исполнилось 55 лет. Решением УПФР №-- от --.--.---- г. истцу отказано в назначении пенсии по возрасту в связи с работой в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации из-за отсутствия, по мнению УПФР, требуемого специального стажа 20 лет на момент обращения. При этом в специальный стаж истца не включены следующие периоды: - с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности авиамеханика 3-го разряда в Толмачевском объединенном авиаотряде и с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности авиатехника 4-го разряда в Толмачевском объединенном авиаотряде, так как невозможно подтвердить занятость на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию в связи с несохранностью документов; - с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ в ОАО «КМПО», так как Списком должностей работников летного состава, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. №459, наименование должности не предусмотрено. На основании п.п. "и" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется "Список должностей инженерно-технического состава авиации", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР N 459 от 04.09.1991 г., согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. В соответствии с п. 9 Раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Истец суду пояснил, что в оспариваемые им периоды проработал как авиамехаником (авиатехником) в Толмачевском объединенном авиаотряде, при этом занимался непосредственно оперативным и периодическим аэродромным техническим обслуживанием гражданских воздушных судов в безангарных условиях на открытой площадке аэродрома полный рабочий день. Указанное обстоятельство также подтверждается данными из трудовой книжки истца, копия которой приобщена к материалам дела, а также справками, выданными работодателем. Так, из справки, уточняющей особый характер работы и условия труда №--, выданной --.--.---- г. Генеральным директором ОАО Авиакомпания Сибирь, следует, что Хуснутдинов Р.С. с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности авиамеханика 3-го разряда, а с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности авиатехника 4-го разряда работал в Толмачевском объединенном авиаотряде в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, при этом согласно должностным инструкциям и трудового распорядка дня был занят полный рабочий день в течении полной рабочей недели, при этом не занят на работе во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях (л.д. 29). Ссылки представителя ответчика на акт проверки указанных периодов работы истца суд отклоняет, так как в акте отсутствуют какие-либо доказательства того, что истец проработал в оспариваемые периоды на иной работе, либо не занятый непосредственно оперативным и периодическим аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов в безангарных условиях на открытой площадке аэродрома полный рабочий день (л.д. 30). Учитывая установленные судом обстоятельства, суд считает безусловно установленным факт работы истца в оспариваемые им периоды с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности авиамеханика 3-го разряда в Толмачевском объединенном авиаотряде и с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности авиатехника 4-го разряда в Толмачевском объединенном авиаотряде, непосредственно занятым оперативным и периодическим аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов в безангарных условиях на открытой площадке аэродрома полный рабочий день. Представителем ответчика не представлено каких-либо необходимых или достаточных доказательств обратного. При таких обстоятельствах, вышеуказанные оспариваемые истцом периоды его работы подлежат включению в его стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по возрасту в связи с работой в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Указанные периоды составляют 3 месяца 20 дней и 6 лет 8 месяцев 29 дней соответственно. Кроме того, истец пояснил суду, что в период с --.--.---- г. по --.--.---- г.г.он проработал в должности контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ в ОАО «КМПО», при этом работал в эксплуатационно-ремонтном отделе в качестве прикомандированного специалиста на авиационно-технической базе аэропорта «Новокузнецк» занимался непосредственно оперативным и периодическим аэродромным техническим обслуживанием гражданских воздушных судов в безангарных условиях на открытой площадке аэродрома полный рабочий день. Данные обстоятельство также подтверждается данными из трудовой книжки истца, копия которой приобщена к материалам дела, а также льготными справками. Согласно справке №-- от --.--.---- г., выданной ОАО «КМПО» следует, что Хуснутдинов Р.С. с --.--.---- г. по --.--.---- г. работал в указанном объединении в должности контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ в эксплуатационно-ремонтном отделе в качестве прикомандированного специалиста выполнял работы в авиационно-технической базе аэропортов непосредственно по оперативному и пери одическому техническому обслуживанию авиационных двигателей производства ОАО «КМПО», установленных на воздушные суда Ту-154 гражданской авиации (л.д.27). Из справки ОАО «Авиакомпания Сибирь» №-- от --.--.---- г. следует, что Хуснутдинов Р.С. в оспариваемый период работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ работал в АТБ Авиакомпания «Сибирь (... ...) в качестве прикомандированного специалиста ОАО «КМПО» и был занят полный рабочий день непосредственно в аэродромных условиях ( не в специально оборудованных помещения) на работах по оперативному и периодическому техническому обслуживанию авиационных двигателей, установленных на воздушных судах Ту-154 и Ил-86 гражданской авиации (л.д. 28). В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 25.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы с учетом которого может быть назначена пенсия ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», (п.1 ст.27 и подпункты 7-13 п.1 ст.28 названного ФЗ), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам ( должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании ( характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а так же направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.д.) Поскольку в названный Список профессии включены под общим наименованием авиационные техники, при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии, применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение N 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года N 1-18-И) при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов. В указанном Перечне даны наименования профессий рабочих, действовавшие как до 1989 года, так и после этой даты, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (N 22 (1970 г., 2002 г.) "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования"; N 57 (1984 г.) "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов). Согласно Перечню, авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований предусматривают профессию «контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ». Таким образом, учитывая, что должность истца как «контролер сборочно-монтажных и ремонтных работ» в оспариваемый период являлась одной из разновидностью должности авиационного техника, при этом факт занятости истца в оспариваемый период по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов именно в безангарных условиях, то есть на открытой площадке аэродрома подтверждается, в том числе и льготными справками, выданными работодателями, ОАО Авиакомпания «Татарстан», суд приходит к выводу о включении периода работы истца с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ в ОАО «КМПО» в специальный стаж истца, дающий право на получение досрочной пенсии по возрасту в связи с работой в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Указанный период составляет 5 лет 8 месяцев 17 дней. С учетом изложенного, специальный стаж истца на день обращения составил (вместе с засчитанным УПФР периодами 13 лет 1 месяц 20 дней) - более требуемых 20 лет. Вместе с тем, учитывая, что на день обращения с заявлением --.--.---- г., истцу не исполнилось 55 лет, суд считает возможным признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию с момента его возникновения, то есть с --.--.---- г. Таким образом, требования Хуснутдинова Р.С. о назначении ему досрочной пенсии обоснованны и подлежат удовлетворению. Надлежащим государственным органом, ответственным на назначение пенсии, является Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани, поэтому суд считает необходимым, признав отказ в назначении пенсии незаконным, обязать Управление пенсионного фонда устранить допущенное нарушение закона. На основании изложенного, руководствуясь ст.12,56, 194 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск удовлетворить. Признать право Хуснутдинова Р.С. на досрочную пенсию по возрасту в связи с работой в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Обязать Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Хуснутдинова Р.С. досрочную пенсию по возрасту в связи с работой в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации с --.--.---- г. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: Курбанова Р.Б.