РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2012 года
Ново-Савиновский районный суд города Казани РТ в составе:
председательствующего судьи Рахматуллиной А.Ш.,
при секретаре судебного заседания Хантимировой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ново-Савиновского района г.Казани в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 405 комбинированного вида», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании деятельности незаконной и прекращении деятельности,
установил:
Прокурор Ново-Савиновского района г.Казани, выступая в защиту интересов неопределенного круга и лиц, обратился в суд с заявлением о признании деятельности виде предоставления медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности незаконной и о запрещении осуществлять деятельность по предоставлению медицинских услуг без лицензии. В обоснование заявления указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании. Проверкой прокуратуры установлено, что штатным расписанием ответчика - Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 405 комбинированного вида» предусмотрена должность старшей медсестры. Однако лицензии на осуществление медицинской деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 405 комбинированного вида» не имеет, что нарушает требования ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Прокурор указывает, что осуществление ответчиком медицинской деятельности без лицензии, свидетельствует о наличии опасности причинения вреда в будущем, и является основанием для рассмотрения вопроса о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Ссылаясь на изложенное, прокурор просит признать деятельность Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 405 комбинированного вида» в виде предоставления медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности незаконной и запретить осуществлять деятельность по предоставлению медицинских услуг без лицензии.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 405 комбинированного вида» (далее - МАДОУ) иск не признал, пояснив, что в настоящее время решается вопрос о получении соответствующей лицензии.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, (далее - ИКМО г.Казани) в суд не явился, в письменном отзыве просит в иске к ИКМО г.Казани отказать, указывая, что ИКМО г.Казани является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как получение лицензии является обязанностью Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №405 комбинированного вида».
Представитель Управления Росздравнадзора по РТ в судебное заседание не явился, в письменном отзыве заявил о том, что поддерживает заявленные требования прокурора, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с п.46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежат следующие виды деятельности … медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно письму Министерства образования и науки РТ от 19.02.2010 N 1421/10 "О лицензировании медицинской деятельности", образовательное учреждение считается осуществляющим медицинскую деятельность в случае наличия в его штате медицинских работников…Образовательным учреждениям, имеющим в штате медицинских работников, необходимо пройти процедуру лицензирования медицинской деятельности.
Как установлено судом, в штатном расписании МАДОУ № 405 предусмотрена должность старшей медицинской сестры.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Из приобщенной к делу справки Отдела Управления образования ИКМО г.Казани по Ново-Савиновскому району, следует, что в МАДОУ № 405 осуществляется медицинская деятельность без оформленной в установленном законом порядке лицензии.
Таким образом, осуществление МАДОУ № 405 медицинской деятельности без оформления в установленном законом порядке лицензии нарушает требования приведенной нормы закона и создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку в силу закона именно условие получения лицензии на осуществление подобной деятельности является гарантом предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд полагает, что с учетом установленного судом факта осуществления МАДОУ медицинской деятельности и обязательности в силу закона условия лицензирования этой деятельности, суд находит обоснованными требования о признании незаконной деятельности МАДОУ в виде предоставления медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности и запрета осуществлять такую деятельность без лицензии, при этом, запрещая незаконную деятельность, суд полагает, что запрет должен носить условный характер, а именно на срок до получения соответствующей лицензии.
В иске к ИКМО г.Казани надлежит отказать, поскольку, законом обязанность получения лицензии возложена только на учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность, а не на органы исполнительной власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
Заявление Прокурора Ново-Савиновского района г.Казани удовлетворить частично.
Признать незаконной деятельность Муниципального автономного дошкольного образовательному учреждения «Детский сад № 405 комбинированного вида» в виде предоставления медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Запретить Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 405 комбинированного вида» осуществлять деятельность по предоставлению медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности, начиная со дня вступления настоящего решения в законную силу и до получения соответствующей лицензии.
В иске к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Ново-Савиновский районный суд города Казани.
Судья Рахматуллина А.Ш.