Копия Дело № 2-2759/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 мая 2012 года Ново-Савиновский районный суд города Казани РТ в составе: председательствующего судьи Дмитриевой Л.В. при секретаре Ахмадуллиной Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назмиевой В.Х. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о признании незаконным отказа на получение субсидии на приобретение жилья и взыскании суммы субсидии на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л : Назмиева В.Х. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о признании незаконным отказа на получение субсидии на приобретение жилья и взыскании суммы субсидии на приобретение жилья, указывая, что она является дочерью Галимзяновой З.Г. , --.--.---- г. года рождения, которая являлась инвалидом №-- группы, ветераном труда, ветераном тыла и вдовой участника Великой Отечественной Войны. --.--.---- г. Галимзянова З.Г. как вдова участника Великой Отечественной Войны и нуждающаяся в улучшении жилищных условий встала на учет на предоставление субсидии на приобретение жилья. --.--.---- г. она получила уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья, открыла расчетный счет на свое имя, однако, --.--.---- г. Галимзянова З.Г. скончалась. До момента смерти Галимзянова З.Г. проживала в доме ... ..., общей площадью №-- кв.м. --.--.---- г. от имени умершей Галимзяновой З.Г. - Маликов Г.Г. (зять умершей) обратился к ответчику с заявлением, в котором просил осуществить перечисление субсидии на приобретение жилья на расчетный счет Галимзяновой З.Г. Письмом ответчика №-- от --.--.---- г. Маликову Г.Г. было сообщено, что Галимзянова З.Г. была включена в сводный республиканский список получателей субсидий на приобретение жилья как вдова участника Великой Отечественной Войны с датой постановки на учет --.--.---- г.. Однако, в связи со смертью, она была исключена из числа получателей субсидии. Возникновение у Галимзяновой З.Г. права на получение данной меры социальной поддержки было обусловлено отнесением ее к соответствующей льготной категории. Переход права на получение субсидии к иным лицам в виду смерти получателя субсидий действующим законодательством не предусмотрен. Считает отказ в предоставлении субсидии на приобретение жилья за скончавшуюся мать незаконным, поскольку считает, что имеет право на наследование ее имущества, в том числе и на государственную субсидию на приобретение жилья. Просит признать отказ в предоставлении субсидии незаконным и взыскать с ответчика субсидию, выделенную на ее мать на приобретение жилого помещения как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика иск не признала, не оспаривая, что до момента смерти мать истицы имела право на получение субсидии, пояснила, что отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований истицы, поскольку на момент выделения субсидии мать истицы Галимзянова З.Г. скончалась, а предоставленная субсидия не входит в состав наследственного имущества. Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст. 9 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01. 1995 года (с изменениями от 09.12. 2010 года) реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01. 1995 года (с изменениями от 09.12. 2010 года) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу подпунктов 1 и 2 статьи 23.2 вышеуказанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Порядок обеспечения жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Республике Татарстан регламентируется Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 года № 275. Согласно подпункту 4 данного Положения, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки). Пунктами 6 и 7 Положения предусмотрено, что Министерство Финансов РТ в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии (далее - списки), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: в месячный срок осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство; уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку. На основании п. 11 Положения, в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты: договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина; договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров. Согласно п.п. 13 и 14 Положения, после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета. Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий. Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение. Из материалов дела усматривается, что Галимзянова З.Г. , --.--.---- г. года рождения являлась инвалидом №-- группы и супругой участника Великой Отечественной Войны Сафиуллина Х.С., скончавшегося --.--.---- г.. Как вдова участника Великой Отечественной Войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий Галимзянова З.Г. Распоряжением Руководителя ... ... №-- от --.--.---- г. была включена в список и постановлена на учет для улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ, а также включена в сводный республиканский реестр получателей субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета с датой постановки на учет --.--.---- г.. --.--.---- г. Галимзянова З.Г. получила уведомление №-- из Исполнительного комитета ... ... о предоставлении ей субсидии в размере №-- руб. на приобретение жилья и на имя Галимзяновой З.Г. в ОАО «Ак Барс» Банк был открыт банковский текущий счет для перечисления предоставленной субсидии. --.--.---- г. Галимзянова З.Г. скончалась. Истица является родной дочерью умершей Галимзяновой З.Г. и наследницей умершей матери по завещанию. При жизни наследодателя, до дня ее смерти в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ поступили денежные средства (субвенции) в порядке очередности граждан из числа получателей субсидии в объеме, достаточном для формирования списка граждан - получателей субсидии согласно сводному реестру, в том числе с учетом очередности наследодателя, с датой постановки на учет --.--.---- г.. --.--.---- г. после смерти Галимзяновой З.Г. от ее имени по доверенности к ответчику обратился Маликов Г.Г. (зять умершей Галимзяновой З.Г.) с заявлением о предоставлении выделенной государственной субсидии на приобретение жилья в порядке наследования. Письмом Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от --.--.---- г. №-- в предоставлении субсидии было отказано, поскольку Галимзянова З.Г. была включена в сводный республиканский список получателей субсидий на приобретение жилья как вдова участника Великой Отечественной Войны с датой постановки на учет --.--.---- г.. Однако, в связи со смертью, она была исключена из числа получателей субсидии. Возникновение у Галимзяновой З.Г. права на получение данной меры социальной поддержки было обусловлено отнесением ее к соответствующей льготной категории. Переход права на получение субсидии к иным лицам в виду смерти получателя субсидий действующим законодательством не предусмотрен. Суд соглашается с доводами ответчика об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилья после смерти Галимзяновой З.Г. по следующим основаниям. Правового значения не имеет при рассмотрении настоящего спора, что денежные средства в объеме, достаточном для формирования списка получателей субсидии согласно единому сводному республиканскому реестру с учетом очередности наследодателя, поступили в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ до даты смерти Галимзяновой З.Г. В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, являются расходными обязательствами РФ. Пункт 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», пункт 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 614 от 15.10.2005 года, наделяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом определить форму и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Согласно пунктам 9, 11, 13, 15 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 года № 275, послу получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета. В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидии необходимо предоставить в территориальный орган социальной защиты: договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственности квартиры гражданина; договор купли - продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей - инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв.м. После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданам договорах Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном носителе. Если получатель субсидии в течение шести месяцев со дня уведомления о выделении субсидии не реализовал своего права на улучшение жилищных условий, Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ исключает его из списка, указанного в пункте 7 настоящего Положения, и направляет ему соответствующее уведомление. В этом случае, получатель не утрачивает своего права на получение субсидии на приобретение жилья, не исключается из сводного списка граждан - получателей субсидии и, в последствии, подлежит включению в список, указанный в пункте 7 настоящего Положения на заявительной основе. Реализация гражданами права на социальную поддержку в форме получения субсидии на приобретение жилья связана с обязательным условием совершения такими гражданами предусмотренных вышеуказанным Положением определенных действий: заключения договора со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина: заключения договора купли - продажи жилого помещения либо иного договора, подлежащего регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поступление денежных средств в объеме, достаточном для формирования определенного списка граждан - получателей субсидии согласно очередности постановки на учет по сводному республиканскому реестру, а также включение в этот сформированный список конкретного лица наряду с другими гражданами, не является бесспорным основанием для признания части выделяемых средств собственностью того или иного лица, указанного в списке и включения их в наследственную массу в случае смерти гражданина, если гражданином, имеющим право на получение субсидии при жизни не были совершены необходимые действия. В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что действия, связанные с реализацией права на использование меры социальной поддержки, установленной Федеральным законом «О ветеранах» и Положением, предусматривающим порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, наследодателем Галимзяновой З.Г. при жизни фактически не были совершены. К моменту предоставления Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ сформированного списка граждан, из числа жителей ... ..., имеющих права на получение субсидии, Галимзянова З.Г. скончалась. Включением того или иного лица в сформированный с учетом объема поступивших средств список граждан - получателей субсидии, не может означать, что определенная часть из этих средств в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере, определяемом в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» уже является собственностью этого лица. При таких обстоятельствах, иск Назмиевой В.Х. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о признании незаконным отказа на получение субсидии на приобретение жилья и взыскании суммы субсидии на приобретение жилья подлежит отклонению как неоснованный на законе. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В иске Назмиевой В.Х. к Министурству труда, занятости и социальной защиты РТ о признании незаконным отказа на получение субсидии на приобретение жилья и взыскании суммы субсидии на приобретение жилья отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в апелляционном порядке через Ново-Савиновский суд г. Казани в течение месяца. Судья подпись Копия верна. Судья. Решение не вступило в законную силу