Дело № 2-2983/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июля 2012 года
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,
при секретаре судебного заседания Ляпиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафиуллиной Н.Ф. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью,
у с т а н о в и л:
Сафиуллина Н.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани (далее – УПФР) о признании права на досрочную пенсию в связи с медицинской деятельностью.
В обоснование иска указано, что Решением УПФР истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия на момент обращения требуемого медицинского стажа - 30 лет.
Истица считает, что ей необоснованно отказано в назначении пенсии, просит признать ее право на досрочную пенсию и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.
В настоящем судебном заседании истица поддержала исковые требования.
Представитель ответчика иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется.. .путем признания права.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пп. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что --.--.---- г. истец обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР от --.--.---- г. истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия на момент обращения требуемого медицинского стажа - 30 лет.
Указанным Решением в стаж истца не включены периоды работы:
- с --.--.---- г. год по --.--.---- г. в должности медицинской сестры отделения травматологии и ортопедии для детей в Казанском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии, так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, перечень указанных учреждений не конкретизирован, а номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года №395, наименование учреждения «Казанский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» не предусмотрено, в штатных расписаниях клиники не выделены;
- с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации в должности врача акушера-гинеколога в Женской консультации №-- Родильного ... ..., так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №--, не предусмотрено включение в специальный стаж курсов повышения квалификации.
Как следует из Решения УПФР, не применяется льготное исчисление периодов работы:
- с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности врача акушера-гинеколога в Городской больнице №-- ... ..., так как согласно п.2 постановления СМ РСФСР от --.--.---- г. №-- «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», льготный порядок исчисления применяется к периодам работы в определенных должностях в соответствующих структурных подразделениях, согласно архивной справке №-- от --.--.---- г., выданной ... ..., уточнить наименование структурного подразделения не представляется возможным;
- с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. – нахождение в отпуске по беременности и родам, с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. – в административном отпуске по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет, в должности врача акушера-гинеколога в Городской больнице №-- ... ..., так как согласно п.2 постановления СМ РСФСР от --.--.---- г. №-- «Об утверждении списка профессий и должностей работником здравоохранения, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию по выслуге лет», льготный порядок исчисления применяется к периодам работы в определенных должностях в соответствующих структурных подразделениях, а отпуск по беременности и родам (отпуск по уходу за ребенком) работой не является.
Решением УПФР, в стаж работы истца, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с медицинской деятельностью, всего засчитано 25 лет 4 месяца 26 дней.
Как следует из трудовой книжки истицы, в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица проработала в должности медицинской сестры отделения травматологии и ортопедии для детей в Казанском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», исчисление специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии медицинским работникам до 1 ноября 1999 года производится в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6 сентября 1991 года "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с п.2 названного Постановления №464, в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком. В Списке указаны врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Таким образом, из содержания Списка следует, что для назначения пенсии за выслугу лет необходимо наличие двух условий: выполнение работы в должности врача или среднего медицинского персонала, а также выполнение этой работы в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении всех форм собственности.
Как следует из пояснений истицы в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица проработала в должности медицинской сестры отделения травматологии и ортопедии для детей в Казанском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии, при этом занималась медицинской деятельностью, поскольку ее работа связана с оказанием медицинской помощи стационарным больным.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждаются письменными доказательствами.
Согласно характеристики деятельности травматолого-ортопедического (детского) отделения Государственного Автономного Учреждения Здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства Здравоохранения РТ», в которое был переименован Казанский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии г.Казани Казанский (НИИТО), в 1983 году Казанский НИИТО оказывал лечебно-консультативную и организационно-методическую помощь в зоне обслуживания, куда входит 10 областей и республик.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В силу положений Конституции РФ, в Российской Федерации не должны приниматься правовые акты, ущемляющие права одних граждан по сравнению с другими.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что перечень приведенных в Списке наименований учреждений не является закрытым, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, которого придерживается ПФР, нарушается гарантированное Конституцией РФ, иными правовыми актами, равное право граждан на получение пенсии, а именно лица, работавшие вне вошедших в Список, но непосредственно связанных с деятельностью по охране здоровья государственных и муниципальных учреждениях, оказываются в худшем по сравнению с другими гражданами положении, что противоречит основам пенсионного законодательства РФ.
Довод представителя ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что учреждение, в котором работала истица в оспариваемый периоды времени, не включен в утвержденный Постановлением Правительства Список, суд считает несостоятельным, поскольку вид деятельности, учитываемый при назначении льготной пенсии, не зависит от организационно-правовой формы учреждения.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что право на досрочную пенсию не зависит от наименования учреждения, основным критерием для решения данного вопроса является осуществление лечебной и иной медицинской деятельности.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрена должность истицы в качестве медсестры.
Таким образом, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, проанализировав законодательные и нормативно-правовые акты, суд считает установленным, что в периоды с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица занималась медицинской деятельностью в лечебном учреждении, а потому указанный период подлежат включению в ее стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от --.--.---- г. №-- исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) отделений (палат) хирургического профиля стационаров производилось по следующим правилам: один год работы в этой должности за один год и шесть месяцев.
Аналогичное правило установлено Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. N 781, действующим в настоящее время, согласно которому к отделениям хирургического профиля стационаров учреждений, относится, в том числе, и травматолого-ортопедическое отделение.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку истица в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. исполняла трудовые обязанности медсестры в отделении травматологии и ортопедии для детей хирургического профиля Казанского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии г.Казани, а потому она имеет право на применение льготного порядка исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев в указанный период.
Судом также установлено, что истица в периоды с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. обучалась на курсах повышения квалификации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поскольку прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием выполнения истицей своих трудовых обязанностей, с учетом того, что за ней сохранялось место работы, заработная плата, то есть она была уверена в неизменности своего статуса, рассчитывала на получение льготной трудовой пенсии.
Таким образом, суд считает установленным, что в оспариваемые периоды, истица, проходя курсы повышения квалификации, продолжала заниматься лечебной деятельностью в медицинском учреждении, а потому указанные периоды должны быть включены в ее специальный стаж.
При этом, суд так же исходит из того, что данные периоды работы истицы в должности врача акушера-гинеколога в Женской консультации №-- Родильного ... ..., подтверждаются данными из трудовой книжки истицы.
В судебном заседании установлено также, что в периоды с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица проработала в Городской больнице №-- ... ... на должности врача акушера-гинеколога.
Указанные оспариваемые истицей периоды включены Решением УПФР в календарном исчислении.
До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".
В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", врачам-хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы в этих должностях и подразделениях следует считать за 1 год и 6 месяцев.
Аналогичное правило установлено Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, действующим в настоящее время, согласно которому к отделениям хирургического профиля стационаров учреждений, относится, в том числе, и родильное (родовое) отделение.
При таких обстоятельствах, периоды работы истицы с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица проработала в Городской больнице №-- ... ... на должности врача акушера-гинеколога, подлежат включению в специальный стаж истца в льготном порядке 1 год как 1 год и 6 месяцев.
Как установлено судом, периоды с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. – нахождение в отпуске по беременности и родам, а также с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. – административный отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет включены ответчиком в специальный стаж истицы в календарном порядке.
Указанные отпуска предоставлены истице в период ее работы в должности врача акушера-гинеколога в Городской больнице №--, который включен судом в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.
В период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, а также в административном отпуске по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет, истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, листок нетрудоспособности.
В соответствии с п. 5 Правил от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Таким образом, пенсионное законодательство признает спорные периоды подлежащими включению в стаж, как периоды временной нетрудоспособности.
Из смысла пункта 7 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", следует, что время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.
При таких обстоятельствах, периоды с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. – нахождение в отпуске по беременности и родам, а также с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. – административный отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет подлежат включению в специальный стаж медицинской деятельности в льготном порядке 1 год как 1 год и 6 месяцев, как и периоды работы, в течение которых они предоставлены.
Суммируя оспариваемые периоды, с засчитанными УПФР в стаж истицы 25 лет 4 месяца 26 дней, общий стаж медицинской деятельности истицы на --.--.---- г., то есть на момент обращения в УПФР составит более требуемых 30 лет.
Учитывая установленные обстоятельства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Надлежащим государственным органом, ответственным на назначение пенсии, является Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани, поэтому суд считает необходимым, признав отказ в назначении пенсии незаконным, обязать Управление пенсионного фонда устранить допущенное нарушение закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Сафиуллиной Н.Ф. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью удовлетворить.
Признать право Сафиуллиной Н.Ф. на досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с медицинской деятельностью.
Обязать Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Сафиуллиной Н.Ф. досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с медицинской деятельностью с --.--.---- г..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Р через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Курбанова Р.Б.
Копия верна
Судья: Курбанова Р.Б.