Дело № 2-3474/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июля 2012 года
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,
при секретаре судебного заседания Ляпиной Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сагидуллиной Э.И. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью,
у с т а н о в и л:
Сагидуллина Э.И. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани (далее – УПФР) о признании права на досрочную пенсию в связи с медицинской деятельностью.
В обоснование иска указано, что Решением УПФР истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия на момент обращения требуемого медицинского стажа.
Истица считает, что ей необоснованно отказано в назначении пенсии, просит признать право ее право на досрочную трудовую и пенсию и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью с --.--.---- г..
Представитель ответчика иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется.. .путем признания права.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., подписанным данными государствами, в том числе Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Кыргызстан.
Согласно статьям 1 и 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно пп. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что --.--.---- г. истица обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР №-- от --.--.---- г. истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия на момент обращения требуемого медицинского стажа - 30 лет.
Как следует из Решения УПФР, в стаж истицы не включены периоды работы:
- с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности медсестры в отделении нефрологии Киргизского научно-исследовательского института кардиологии ... ..., так как наименование учреждения не соответствует Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
- с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заведующей диспансерным отделением в Жамбылском Центре по профилактике и борьбе со СПИД Республики Казахстан, так как наименование учреждения не соответствует Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а так же не подтвержден факт осуществления врачебной деятельности, согласно выписок из приказом, представленных Жамбылским центром по профилактике и борьбе со СПИД;
- с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. – нахождение на курсах повышения квалификации, так как согласно «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №--, включение в специальный стаж курсов повышения квалификации, не предусмотрено.
Решением УПФР, в стаж работы истицы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с медицинской деятельностью, всего засчитано 23 года 4 месяца 13 дней.
Как следует из трудовой книжки истицы, в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица проработала в должности медицинской сестры в отделении нефрологии Киргизского научно-исследовательского института кардиологии ... ....
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», исчисление специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии медицинским работникам до 1 ноября 1999 года производится в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6 сентября 1991 года "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с п.2 названного Постановления №464, в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком. В Списке указаны врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Таким образом, из содержания Списка следует, что для назначения пенсии за выслугу лет необходимо наличие двух условий: выполнение работы в должности врача или среднего медицинского персонала, а также выполнение этой работы в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении всех форм собственности.
Как следует из пояснений истицы в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица проработала в должности медицинской сестры в отделении нефрологии Киргизского научно-исследовательского института кардиологии ... ..., при этом занималась медицинской деятельностью, поскольку ее работа связана с оказанием медицинской помощи стационарным больным.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждаются письменными доказательствами.
ФИО3 Республики от --.--.---- г., ФИО3 научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения ФИО3 Республики переименован в Национальный центр кардиологии и терапии при Министерстве здравоохранения ФИО3 Республики.
ФИО3 Республики №-- от --.--.---- г. Национальному центру кардиологии и терапии при Министерстве здравоохранения ФИО3 Республики присвоено имя ФИО5
Согласно справке №-- от --.--.---- г., Национальный центр кардиологии и терапии академика Мирсаида Миррахимова при Министерстве здравоохранения ФИО3 Республики представляет собой комплексно-практическое, лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее лечебную и научно-организационную работу, имеющее стационарные подразделения. Отделение нефрологии было в штатной структуре Киргызского научно-исследовательского институт кардиологии, в периоды работы ФИО1 медицинской сестрой, отделение являлось вспомогательным лечебно-диагностическим подразделением клинического отдела в общей структуре.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В силу положений Конституции РФ, в Российской Федерации не должны приниматься правовые акты, ущемляющие права одних граждан по сравнению с другими.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что перечень приведенных в Списке наименований учреждений не является закрытым, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, которого придерживается ПФР, нарушается гарантированное Конституцией РФ, иными правовыми актами, равное право граждан на получение пенсии, а именно лица, работавшие вне вошедших в Список, но непосредственно связанных с деятельностью по охране здоровья государственных и муниципальных учреждениях, оказываются в худшем по сравнению с другими гражданами положении, что противоречит основам пенсионного законодательства РФ.
Довод представителя ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что учреждение, в котором работала истица в оспариваемый периоды времени, не включен в утвержденный Постановлением Правительства Список, суд считает несостоятельным, поскольку вид деятельности, учитываемый при назначении льготной пенсии, не зависит от организационно-правовой формы учреждения.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что право на досрочную пенсию не зависит от наименования учреждения, основным критерием для решения данного вопроса является осуществление лечебной и иной медицинской деятельности.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрена должность истицы в качестве медсестры.
Таким образом, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, проанализировав законодательные и нормативно-правовые акты, суд считает установленным, что в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица занималась медицинской деятельностью в лечебном учреждении, а потому указанный период подлежат включению в ее стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Судом установлено, что в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. истица проработала в должности заведующей диспансерного отделения Жамбылского Центра по профилактике и борьбе со СПИД Республики Казахстан.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в перечне учреждений указаны центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
В оспариваемый период работы истицы действовал также Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии с данным Списком.
Указанным Списком в перечне учреждений также предусмотрены центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
В соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.11.1999, применяются номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, и номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395.
Данные нормативные акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 01.11.1999 года.
В номенклатуре должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, к медицинскому персоналу отнесены руководители учреждений, в том числе заведующий отделением (п. 2).
Истица суду пояснила, что в период с --.--.---- г. по --.--.---- г., работая в должности заведующей диспансерного отделения Жамбылского Центра по профилактике и борьбе со СПИД Республики Казахстан, осуществляла медицинскую деятельность, поскольку проводила иммуноферментные анализы и иммунные блотинги сывороток, скрининговые исследования на ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты B и C, сифилис сывороток крови доноров донорского пункта, исследования сывороток ВИЧ-инфицированных лиц на СПИД-маркерные заболевания и т.д., при этом работала полный рабочий день.
Доказательств обратного представителем ответчика суду не представлено.
Факт работы истицы в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заведующей диспансерного отделения Жамбылского Центра по профилактике и борьбе со СПИД Республики Казахстан также подтвержден справкой от --.--.---- г., выданной ГУ «... ... центр по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита Управления здравоохранения акимата ... ...».
Таким образом, период работы истицы с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заведующей диспансерного отделения Жамбылского Центра по профилактике и борьбе со СПИД Республики Казахстан подлежит включению в ее специальный стаж.
Судом установлено также, что истица в периоды с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. обучалась на курсах повышения квалификации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поскольку прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием выполнения истицей своих трудовых обязанностей, с учетом того, что за ней сохранялось место работы, заработная плата, то есть она была уверена в неизменности своего статуса, рассчитывала на получение льготной трудовой пенсии.
Суд полагает, что ответчик необоснованно не включил в трудовой стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку, в эти периоды за истицей была сохранена среднемесячная заработная плата, соответственно - производились отчисления в пенсионный фонд, должность и место работы истицы в эти периоды, как следует из Решения УПФР, соответствовали Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в медицинском учреждении.
Таким образом, суд считает установленным, что в оспариваемые периоды, истица, проходя курсы повышения квалификации, продолжала заниматься лечебной деятельностью в медицинском учреждении, а потому указанные периоды должны быть включены в ее специальный стаж.
Суммируя оспариваемые периоды, с засчитанными УПФР в стаж истицы 23 года 4 месяца 13 дней, общий стаж медицинской деятельности истицы на --.--.---- г., то есть на момент обращения в УПФР составит более требуемых 30 лет.
Учитывая установленные обстоятельства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Надлежащим государственным органом, ответственным на назначение пенсии, является Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани, поэтому суд считает необходимым, признав отказ в назначении пенсии незаконным, обязать Управление пенсионного фонда устранить допущенное нарушение закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Сагидуллиной Э.И. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью удовлетворить.
Признать право Сагидуллиной Э.И. на досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с медицинской деятельностью.
Обязать Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Сагидуллиной Э.И. досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с медицинской деятельностью --.--.---- г..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Курбанова Р.Б.
Копия верна
Судья: Курбанова Р.Б.