Дело №2-3727/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2012 года
Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.
при секретаре судебного заседания Ляпиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лепилова В.Н. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью и установлении размеров ежемесячных компенсаций,
у с т а н о в и л:
Лепилов В.Н. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании с ответчика задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью в размере --- коп. за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. и обязании ответчика выплачивать с --.--.---- г. компенсацию на возмещение вреда здоровью в размере ---, с дальнейшей индексацией в соответствии с законодательством.
В обоснование иска Лепилов В.Н. указал, что являлся с 1996 года инвалидом 3 группы с утратой 40% трудоспособности вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. --.--.---- г. установлена 2 группа инвалидности бессрочно с утратой 100% трудоспособности, получает ежемесячные компенсации на возмещение вреда здоровью.
Истец указывает, что при расчете размера компенсации возмещения вреда здоровью вправе исходить из сведений о размере его заработка за предшествовавшие наступлению страхового случая 12 месяцев, включая заработную плату, полученную за работу на Чернобыльской АЭС,
С учетом сведений о его заработке и 40%-ной утраты трудоспособности, размер компенсации в счет возмещения вреда здоровью должен был составить в 1996 году ---.
Ссылаясь на изложенное, истец просил проиндексировать указанный размер компенсации возмещения вреда здоровью с 1996 года и взыскать с ответчика задолженность по компенсациям в указанном размере.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Минсоцзащиты РТ исковые требования не признает, просит в удовлетворении иска отказать.
Привлеченный судом в качестве соответчика Министерство Финансов РФ о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель не явился.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Министерства труда и социального развития РФ №43 от 02.07.2000 года «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм возмещения вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы» в связи с повышением стоимости жизни индексация сумм заработной платы для исчисления ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы производится с учетом коэффициентов, установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей»
Согласно приведенных «Правил...», установлены коэффициенты для возмещения вреда на 1986 год – 6,7, на 1987 год – 6,4; на 1988 год – 6,1; на 1989 год – 5,8; на 1990 год – 5,5; на 1991 год – 4,3.
В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом приведенных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года – в 6 раз, с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года – в 3 раза.
Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная выплата в счет возмещения вреда здоровью с учетом процента утраты трудоспособности, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни с 1 февраля 1993 года – в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года – 1,9 раза; с 1 июля 1993 года – в 1,81 раза; с 1 декабря 1993 года – в 1,9 раза; с 1 июля 1994 года – в 1,4 раза; с 1 апреля 1995 года – в 1,678 раза; с 1 мая 1995 года – в 1,27 раза; с 1 августа 1995 года - в 1,259 раза; с 1 ноября 1995 года - в 1,05 раза; с 1 декабря 1995 года - в 1,048 раза; с 1 января 1996 года – в 1,045 раза; с 1 апреля 1996 года - в 1,2 раза; с 1 января 1997 года – в 1,1 раза, а в последующем – ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определено следующее:
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г.№122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001г.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г.. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.
За период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. индексация должна производиться с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". - с 1 июля 2000 г. с учетом коэффициента, равного 1,581, а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515.
Как следует из пункта 6 приведенного Постановления Пленума ВС РФ, «в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года»
Таким образом, с января 2002 года индексация должна производиться с учетом роста прожиточного минимума.
Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 года № 421 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2000 года - 851 рубль 32 копейки.
Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2000 года № 589 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2000 года - 894 рубля.
Постановлением Правительства РФ от 11ноября 2000 года № 852 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2000 года - 930 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2001 года № 99 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2000 года - 962 рубля.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2000 год составит (851,32 + 894+930+962) : 4 = 909 рублей 32 копейки.
Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2001 года № 664 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2001 года – 1064 рубля, за 2 квартал 2001 года – 1153 рубля.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2001 года № 879 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2001 года - 1163 рубля.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 91 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2001 года - 1197 рублей.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2001 год составит (1064+1153+1163+1197) : 4 = 1144 рубля 25 копеек.
Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2002 года № 344 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2002 года - 1313 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 года № 627 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2002 года - 1383 рубля.
Постановлением Правительства РФ от 1ноября 2002 года № 793 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2002 года - 1387 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 года № 62 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2002 года – 1432 рубля.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2002 год составит (1313+1383+1387+1432) : 4 = 1378 рублей 75 копеек.
Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 года № 276 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2003 года – 1554 рублей. квартал 2003 года - 1629 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 672 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2003 года - 1612 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2004 года № 74 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2003 года – 1625 рубля.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2003 год составит (1554+1629+1612+1625) : 4 = 1605 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2003 года № 483 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2003 года - 1629 руб.
Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 672 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2003 года - 1612 руб.Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2004 года № 74 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2003 года - 1625 руб.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2003 год составил 1605 руб.
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 года № 456 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2004 года - 1747 руб.
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 года № 456 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2004 года - 1793 руб.
Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2004 года № 689 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2004 года - 1816 руб.
Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 года № 105 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2004 года – 1849 руб.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2004 год составил 1801 руб. 25 коп.
С учетом пропорционального роста прожиточного минимума для пенсионеров по РФ, индекс увеличения этого показателя составляет в 2001 году – 1,258, в 2002 году – 1,205 и в 2003 году - 1,164,
В соответствии с Решением Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 года установлен индекс роста уровня инфляции за 2004 год – 1.1, за 2005 год – 1.11.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 N 143, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 31.07.2006 N ГКПИ06-739) – установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2006 год - 1.09.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 г. установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2007 год - 1.08.
Постановлением Правительства РФ №655 от 03.09.2008 г. установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2008 год - 1.105, на 2009 год – 1.13.
Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года №1024 установлен индекс уровня инфляции на 2010 год – 1.1.
В судебном заседании установлено, что истец принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в июле-сентябре 1987 года.
Согласно приобщенной к делу архивной справке №-- о подтверждении трудового стажа, заработная плата истца составила в ---
С применением установленных приведенными «Правилами..» коэффициентов, установленный среднемесячный заработок истца составит по расчетам суда (с учетом деноминации) ---.
Таким образом, с учетом 40%-ной утраты трудоспособности, размер компенсации на возмещение вреда здоровью с --.--.---- г. должна была составлять ---., данный размер компенсации подлежит дальнейшей индексации в установленном законом порядке.
При определении задолженности по компенсации на возмещение вреда здоровью суд считает необходимым учитывать суммы, которые выплачены в счет этой компенсации истцу органами социальной защиты и взысканы по решениям суда.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ №364-О от 4 октября 2005 года «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности положений ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений.
В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 в редакции, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным а п.2 ст.13 названного Закона, гарантировалось возмещение вреда здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Постановлением Конституционного Суда РТ от 19 июня 2002 года №11-П установлено, что при определении порядка возмещения вреда, законодатель не вправе снижать признанный государством уровень возмещения вреда.
Таким образом, для определения размеров выплачиваемых истцу компенсаций необходимо последовательное применение установленных законом индексов, начиная с --.--.---- г. и до --.--.---- г..
Суд находит возможным пересчитать размер полагающейся к выплате истцу компенсации на возмещение вреда здоровью, исходя из указанных им сведений о заработке, поскольку, при определении органом социальной защиты размере компенсации не были учтены все сведения о заработке истца, что нарушило его право на получение причитающегося размера компенсации, предложенный сторонами порядок исчисления размер компенсации не противоречит закону.
За март 1996года должны выплатить --- руб.
С --.--.---- г. сумма выплат должна составить --- коп.
С --.--.---- г. по --.--.---- г. сумма выплат должна была составить --- коп.
С --.--.---- г. ВВЗ должно составлять --- коп.
С --.--.---- г. по --.--.---- г. сумма выплат должна была составить --- коп.
С --.--.---- г., с применением индекса 1.581, размер компенсации должен был составлять --- коп.
С --.--.---- г. по --.--.---- г. задолженность по компенсации составила --- коп.
С --.--.---- г., с применением индекса 1.515, размер компенсации должен был составлять --- коп.
С --.--.---- г., с применением индекса 1.258, размер компенсации должен был составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составила = --- коп.
С --.--.---- г., с применением индекса 1.205, размер компенсации должен был составлять --- коп.
С --.--.---- г. у истца изменился процент утраты трудоспособности с 40% на 100%, с учетом этого с --.--.---- г. возмещение вреда здоровью должна составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составила --- коп.
С --.--.---- г., с применением индекса 1.12, размер компенсации должен был составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составила --- коп.
С --.--.---- г. размер компенсации должен был составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составила --- коп.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.11 размер компенсации должен был составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составила --- коп.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.09 размер компенсации должен был составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составила --- коп.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.08 размер компенсации должен составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составляет --- коп.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.105 размер компенсации должен составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составляет --- коп.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.13 размер компенсации должен составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составляет --- коп.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.1 размер компенсации должен составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составляет --- коп.
С --.--.---- г. с применением индекса 1,065 размер компенсации должен составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составляет --- коп.
С --.--.---- г. с применением индекса 1,06 размер компенсации должен составлять --- коп.
За --.--.---- г. задолженность по компенсации составляет --- коп.
Таким образом, общая сумма подлежащей выплате истцу компенсации должна была составить --- коп.
Как установлено судом, в рассматриваемый период истцу в счет компенсаций выплачено, в том числе по решениям суда в общей сложности --- коп.
Таким образом, за период с --.--.---- г. по --.--.---- г., с учетом выплаченных и взысканных сумм компенсаций, окончательная задолженность по компенсации на возмещение вреда здоровью составит --- коп.
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств Федерального Бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Лепилова В.Н. удовлетворить.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета в пользу Лепилова В.Н. --- коп. в счет задолженностей по выплатам ежемесячных компенсаций на возмещение вреда здоровью за период с --.--.---- г. по --.--.---- г..
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплачивать Лепилову В.Н. с --.--.---- г. компенсацию на возмещение вреда здоровью в размере --- с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскание производить с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального Бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Судья Курбанова Р.Б.