Дело №2-3891/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2012 года
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,
при секретаре Ляпиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садыкова Р.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РФ о признании права по получение мер социальной поддержки как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к МТЗ СЗ РТ, МЧС России о признании права по получение мер социальной поддержки как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В обоснование иска указано, что с --.--.---- г. он проходил службу в войсковой части №--, дислоцировавшейся в г. г.Семипалатинск бывшей Казахской ССР, расположенной в зоне повышенного радиационного риска из приближенности к Семипалатинскому полигону, на котором происходили испытания ядерного оружия и подвергались хроническому радиационному воздействию в течение 16 лет до 1990 года – до закрытия ядерного полигона.
За этот период истец получил эквивалентную суммарную дозу от 7 до 35 (бэр), что подтверждается удостоверением и справкой штаба Войсковой части №-- от --.--.---- г..
Истец считает, что наличие удостоверения Республики Казахстан, подтверждающее право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне является основанием признать его право на соответствующие льготы на территории РФ.
Учитывая изложенное, истец просит признать его право на меры социальной поддержки как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать МТЗ и СЗ РТ внести сведения о Садыкове Р.Р. о реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязать ответчика выдать истцу соответствующее удостоверение.
Представитель ответчика МТЗСЗ РТ иск не признает, просит в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РФ о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона N 2-ФЗ от 10.01.2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (п. 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 2-ФЗ от 10.01.2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 540 от 18.09.2009 г. утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно пункту 2 Порядка, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Таким образом, действующим законодательством определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из который относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье - к получению гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения (более 5 сЗв (бэр).
Распоряжениями Правительства РФ от 10.02.1994 г. N 162-Р и от 15.03.1995 г. N 256Р определены не только населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, но и определена суммарная (накопленная) эффективная доза облучения, полученная населением в связи с проживанием в указанных населенных пунктах 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г.
В своем Определении от 4 декабря 2007 г. N 960-0-П по жалобе гражданина Ермакова С.Л. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Конституционный Суд РФ указал, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В судебном заседании установлено, что согласно справке №-- от --.--.---- г., выданной начальником штаба войсковой части №--, истец и члены его семьи в соответствии с Законом Республики Казахстан от 07 января 1993 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» имеют право пользоваться установленными государственными льготами, как пострадавшие в период прохождения службы в ВС СССР и проживающие в данной местности, в зоне Семипалатинского полигона.
Как видно из этой же справки, Администрация Ауэзовского района г.Семипалатинска Республики Казахстан, подтверждает факт проживания истца в г. Семипалатинске, в зоне повышенного радиационного риска.
--.--.---- г. Администрацией Ауэзовского района г.Семипалатинска Республики Казахстан истцу выдано удостоверение серии №--, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, в соответствии с которыми Садыков Р.Р. с --.--.---- г. проживал в г.Семипалатинске, расположенном в зоне повышенного радиационного риска.
Как следует из справки к удостоверению №--, выданной Отделом по миграции и вопросам выплаты компенсации при Семипалатинской областной администрации, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне», граждане, выехавшие из зон радиационного риска, подпадающие под действие этого закона и ныне проживающие за пределами Республики Казахстан, пользуются льготами, согласно Указу Президента РФ № 2228 от 20 декабря 1993 года.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 N 156-р), к населенным пунктам, подвергшимся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 07 августа 1962 года, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, а также эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв относятся районы Павлодарской области и Семипалатинской области. Город Семипалатинск не был отнесен к пострадавшим от ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 07 августа 1962 г.
Таким образом, согласно Порядку при обращении с документами о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами радиационного воздействия для решения вопроса о получении удостоверения граждане должны представить документ о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения на основании расчетов доз облучения граждан в соответствии с Методическими указаниями "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденными Постановлением Главного государственного врача РФ от 21 января 2010 года N 5 (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 18 марта 2010 года N 16642).
Представленное истцом удостоверение о праве на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне не могут служить доказательством права истца на льготы, предусмотренные российским законодательством, поскольку в этом удостоверении прямо указано, что оно действительно на территории Республики Казахстан (л.д. 9). Это удостоверение выдано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне", который на территории Российской Федерации не действует.
Также представленные истцом справки к вышеуказанному удостоверению, которые содержат в себе лишь указание на разделение территорий, подвергшихся радиационному заражению на повышенные и максимальные радиационные риски с соответствующими дозами воздействиями на население, не свидетельствуют о наличии конкретно у истца суммарной эффективной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки (л.д.8,10).
Таким образом, вышеуказанные документы не могут являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения.
Других доказательств истцом не представлено.
Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании вышеуказанных документов мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении настоящего дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Ссылка истца на статью 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 года (с изменениями от 28 марта 1997 года), несостоятельна.
Данная статья всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).
В соответствии со ст. 1 Конвенции на территории Российской Федерации правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам; Конвенция не дает гражданам права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Садыкова Р.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о признании права по получение мер социальной поддержки как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12,56,194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Садыкова Р.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РФ о признании права по получение мер социальной поддержки как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: Курбанова Р.Б. ��������������������������������������������������������������������������������