Дело №2-3901/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2012 года
Ново-Савиновский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.
при секретаре судебного заседания Ляпиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балакирева Е.С. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании денежных средств в счет субсидии на приобретение жилья и включении в наследственную массу прав и обязанностей, вытекающих из договора приобретения будущего собственного жилья,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об установлении факта владения и пользования на праве собственности Балакиревой А.К., умершей --.--.---- г., квартирой, расположенной по адресу: РТ, ... ..., общей площадью --- кв.м. и включении данного имущества в наследственную массу.
В обоснование иска указал, что --.--.---- г. умерла его мать – Балакирева А.К., которая являлась членом семьи участника Великой Отечественной войны. --.--.---- г. была поставлена в очередь в качестве нуждающейся в получении жилья по категории «Жилье ветеранам» и имела право на обеспечение субсидией из средств федерального бюджета, поступившие в РТ.
--.--.---- г. между СО ГБУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» и Балакиревой А.К. был заключен договор приобретения будущего собственного жилого помещения №---м во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по обеспечению жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны. Объектом договора является квартира общей площадью --- кв.м., расположенная по адресу: РТ, ... .... Цена, подлежащая уплате Приобретателем за приобретенную квартиру составляет --- рублей, которая производится за счет субсидий из федерального бюджета. То есть на момент заключения договора приобретения будущего собственного жилого помещения Балакирева А.К. была включена в реестр на уведомление о выделении субсидии Министерством, денежные средства ей были выделены. И именно поэтому, как указывает истец, у Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района возникли основания предложить Балакиревой А.К. заключить вышеуказанный договор, по которому у ответчика появились обязательства по выплате ей субсидии.
Выдача уведомления о предоставлении субсидии на приобретения жилья производиться в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, однако Балакирева А.К. умерла --.--.---- г., не получив в установленные законодательством сроки уведомление о выделении средств на приобретения жилья и не зарегистрировав право собственности на вышеуказанную квартиру.
Данное уведомление пришло в Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района РТ через несколько дней после смерти Балакиревой А.К., о чем уведомили ее доверенное лицо – Балакирева Ю.Е. по телефону, но выдать ему указанное уведомление отказались по причине того, что в связи со смертью Балакиревой А.К. она была исключена из числа получателей субсидии.
Истец указывает, что в связи с независящими от Балакиревой А.К. обстоятельствами, Балакирева А.К. не смогла надлежащим образом оформить и сдать необходимые документы для дальнейшего использования выделенной субсидии, однако приобрела право на ее получение.
После смерти Балакиревой А.К. открылось наследство в виде вышеуказанной квартиры.
Истец просит установить факт владения и пользования на праве собственности квартирой по адресу: РТ, ... ..., общей площадью --- кв.м. за Балакиревой А.К., умершей --.--.---- г. и включить данное имущество в наследственную массу.
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования, просил признать за истцом право на получение наследства в виде субсидии на приобретение жилья, взыскать с ответчика за счет федерального бюджета --- рублей в счет субсидии на приобретение жилого помещения, включить права и обязанности Балакиревой А.К., вытекающие из Договора приобретения будущего собственного жилого помещения, Протокола к нему от --.--.---- г. в наследственную массу, открывшуюся после смерти Балакиревой А.К., умершей --.--.---- г..
В судебном заседании от 19 июля 2012 года представитель истца отказался от исковых требований в части признания права на получение наследства в виде субсидии на приобретение жилья.
Определением суда от 19 июля 2012 года отказ истца от части исковых требований к МТЗ И СЗ РТ о признании права на получение наследства в виде субсидии на приобретение жилья принят, производство по делу в указанной части исковых требований прекращено.
В ходе настоящего судебного разбирательства представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил письменный отзыв о своем не согласии с заявленными требованиями, одновременно заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Третье лицо Специализированная организация – Государственное бюджетное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Третье лицо Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района РТ, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил письменный отзыв о своем не согласии с иском, одновременно заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" (далее – Постановление) установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
В соответствии с пунктом 3 Постановления, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретении жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (далее - Положение), утвержденного Постановлением № 275 предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 Положения, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года (далее - сводные списки).
Для учета граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с указанным постановлением, сформирован республиканский реестр получателей субсидии на приобретение жилья.
В соответствии с пунктом 13 раздела II Положения территориальные органы социальной защиты направляют в Министерство информацию о представленных гражданами договорах купли-продажи жилого помещения.
После получения информации о представленных гражданами в территориальный орган социальной защиты договорах купли-продажи жилого помещения либо иного договора, зарегистрированного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий на электронном носителе.
Пунктом 7 Положения определено, что Министерство в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.
Исполнительные комитеты муниципальных образований РТ, в свою очередь: в месячный срок осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования РТ, предоставляются в Министерство; уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией под расписку. После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.
Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Субсидия считается использованной, а получатели субсидий утрачивают статус нуждающихся в жилых помещениях после перечисления денежных средств со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Таким образом, конкретный срок, в течение которого Министерство обязано обеспечить поступление соответствующих денежных средств на счета уполномоченному банку для последующего зачисления на целевые лицевые счета граждан-получателей субсидий нормативными документами не определен.
В соответствии с пунктом 11 Положения, в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:
договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;
договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как установлено в судебном заседании, согласно справке №-- от --.--.---- г., Балакирева А.К. является женой умершего инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на льготы предусмотренные статьей 21 Закона РФ «О ветеранах» и действующим законодательством РТ.
В соответствии со справкой о включении лица в регистр граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи за №-- от --.--.---- г., выданной начальником ГУ УПФР по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ, Балакирева А.К. включена в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с --.--.---- г..
Согласно Договору приобретения будущего собственного жилого помещения №---м от --.--.---- г., заключенному между Балакиревой А.К. и ГБУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ», Балакиревой А.К. предоставлено право воспользоваться предоставленной государством поддержкой в виде предоставления безвозвратных субсидий, в порядке, предусмотренном настоящим договором.
Объектом договора является однокомнатная квартира общей площадью --- кв.м., находящаяся в строящемся жилом доме по адресу: РТ, ... ....
Цена, подлежащая уплате приобретателем за приобретаемую квартиру, устанавливается сторонами в размере --- рублей.
--.--.---- г. Балакирева А.К. умерла.
Как следует из письма Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от --.--.---- г., на момент заключения договора приобретения будущего собственного жилого помещения №---м от --.--.---- г. Балакирева А.К., учитывая ее очередность, в реестр на уведомление о выделении субсидии министерством не включалась, денежные средства не выделялись.
В судебном заседании представитель истца не отрицал то обстоятельство, что на момент заключения договора приобретения будущего собственного жилого помещения, уведомления о выделении средств на приобретение жилья Балакиревой А.К. не было получено.
Данное обстоятельство также подтвердил допрошенный по ходатайству представителя истца свидетель ФИО5
Исходя из того же Письма ответчика от --.--.---- г., на момент заключения договора приобретения будущего собственного жилого помещения у исполкома не было оснований предлагать Балакиревой А.К. совершать какие-либо сделки, по которым у министерства появлялись обязательства по выплате ей субсидии. В соответствии с очередностью Балакирева А.К., включенная в сводный республиканский список получателей субсидий на приобретение жилья с датой постановки на учет --.--.---- г., могла быть обеспечена субсидией на средства федерального бюджета, поступившие в РТ в ноябре 2011 года. Однако, в связи со смертью она была исключена из числа получателей субсидии.
Указанные обстоятельства не отрицал в ходе судебного разбирательства и представитель истца, вместе с тем пояснив суду, что после смерти Балакиревой А.К. на телефон ее представителя из Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ поступил звонок, в ходе которого было сообщено, что на имя Балакиревой А.К. поступило уведомление о выделении ей средств на приобретение жилья, однако указанное уведомление отказались выдать доверителю умершей Балакиревой А.К. по причине того, что она в связи со смертью была исключена из числа получателей субсидии. Представитель истца полагает, что по независящими от Балакиревой А.К. обстоятельствами, она не смогла надлежащим образом оформить и сдать необходимые документы для дальнейшего использования выделенной субсидии, в связи с чем Балакирева А.К. приобрела право на ее получение, поскольку была включена в реестр получателей субсидии и был заключен договор приобретения будущего собственного жилого помещения №---м от --.--.---- г., по которому у Министерства появились обязательства по выплате субсидии Балакиревой А.К.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275, предусмотрен порядок предоставления субсидии на приобретение жилья и реализация гражданами права на социальную поддержку в форме получения субсидии на приобретение жилья связана с обязательным условием совершения гражданами предусмотренных Положением определенных действий, суд приходит к выводу, что сам факт заключения Балакиревой А.К. договора на приобретение жилья и факт направления в исполком реестра получателей субсидии не является определяющим условием для выплаты гражданину субсидии.
Кроме того, заключение Балакиревой А.К. договора приобретения будущего собственного жилого помещения №---м от --.--.---- г. в отсутствии у указанного лица уведомления о выделении средств для приобретения жилья является волеизъявлением самого лица и не порождает у Министерства обязательства по выплате субсидии на оплату указанной сделки.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в счет субсидии на приобретение жилого помещения являются необоснованны и неподлежащими удовлетворению.
Из смысла Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан следует, что переход права на получение субсидии на приобретение жилья к законным наследникам граждан – получателей субсидии, не предусмотрен.
Как следует из статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора.
Судом установлено, что Балакирева А.К. в связи со своей смертью не успела реализовать свое право на получение и целевое использование выделенной государством субсидии на приобретение жилья.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу вышеуказанной нормы закона, средства субсидии не подлежат наследованию, так как в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя.
Таким образом, учитывая, что такая мера социальной поддержки как субсидия на улучшение жилищных условий неразрывно связана с личностью граждан – получателей субсидий, данная льгота могла быть предоставлена только Балакиревой А.К. при ее жизни, а в связи с ее смертью, ее имущественное право в виде субсидии на приобретение жилья не возникло и соответственно, не может быть предметом наследования.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований Балакирева Е.С. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Балакирева Е.С. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании денежных средств в счет субсидии на приобретение жилья и включении в наследственную массу прав и обязанностей, вытекающих из договора приобретения будущего собственного жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курбанова Р.Б.