Дело №2-5277/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
4 октября 2012 г.
Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Кулиева И.А.,
при секретаре судебного заседания Конышевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шириева М.М. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью и установлении размеров ежемесячных компенсаций,
у с т а н о в и л:
Шириев М.М. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании с ответчика задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью в размере ---. за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. и обязании ответчика выплачивать с --.--.---- г. компенсацию на возмещение вреда здоровью в размере ---
В обоснование иска Шириев М.М. указал, что с --.--.---- г. по --.--.---- г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, --.--.---- г. установлена инвалидность 3 группы с утратой 30% трудоспособности вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с --.--.---- г. установлена 2 группа инвалидности и 70% утрата трудоспособности, получает ежемесячные компенсации на возмещение вреда здоровью с --.--.---- г..
Истец указывает, что при расчете размера компенсации возмещения вреда здоровью были допущены нарушения и размер осовремененного заработка был определен неверно
В соответствии п.8 Постановления Министерства труда и социального развития РФ №43 от 02.07.2000 года «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм возмещения вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы» в связи с повышением стоимости жизни индексация сумм заработной платы для исчисления ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы производится с учетом коэффициентов, установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей»
Согласно приведенных «Правил..», установлены коэффициенты для возмещения вреда на 1986 год – 6,7, на 1987 год – 6,4; на 1988 год – 6,1; на 1989 год – 5,8; на 1990 год – 5,5; на 1991 год – 4,3.
В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом приведенных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до --.--.---- г. – в 6 раз, с --.--.---- г. по --.--.---- г. – в 3 раза.
Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная выплата в счет возмещения вреда здоровью с учетом процента утраты трудоспособности, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни с --.--.---- г. – в 2,5 раза; с --.--.---- г. – 1,9 раза; с --.--.---- г. – в 1,81 раза; с --.--.---- г. – в 1,9 раза; с --.--.---- г. – в 1,4 раза; с --.--.---- г. – в 1,678 раза; с --.--.---- г. – в 1,27 раза; с --.--.---- г. - в 1,259 раза; с --.--.---- г. - в 1,05 раза; с --.--.---- г. - в 1,048 раза; с --.--.---- г. – в 1,045 раза; с --.--.---- г. - в 1,2 раза; с --.--.---- г. – в 1,1 раза, а в последующем – ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
В соответствии с Постановлением Совета министров СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 года 665-195 предусмотрено горячее питание из расчета 2 рублей 85 коп. в день а так же суточные в размере 3 руб. 50 коп. ежедневно, а заработок по месту работы подлежал трехкратному увеличению в связи с работой в 3-й зоне опасности.
С учетом 30% утраты трудоспособности размер компенсации на --.--.---- г. должен был составить ---
Ссылаясь на изложенное, представитель истца просила произвести индексацию указанного размера компенсации с --.--.---- г. по --.--.---- г. и взыскать с ответчика задолженность по компенсациям в размере ---. и установить к выплате с --.--.---- г. компенсацию в размере ---
В порядке подготовки дела к рассмотрению к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.
В настоящем судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель Минсоцзащиты РТ иск не признала, указав в обоснование возражений, что Минсоцзащиты РТ не является надлежащим ответчиком, расчеты истца по размеру осовремененного заработка и его доводы об индексации размере компенсации по существу не оспаривала.
Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в своем отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии п.8 Постановления Министерства труда и социального развития РФ №43 от 02.07.2000 года «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм возмещения вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы» в связи с повышением стоимости жизни индексация сумм заработной платы для исчисления ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы производится с учетом коэффициентов, установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей»
Согласно приведенных «Правил..», установлены коэффициенты для возмещения вреда на 1986 год – 6,7, на 1987 год – 6,4; на 1988 год – 6,1; на 1989 год – 5,8; на 1990 год – 5,5; на 1991 год – 4,3.
В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом приведенных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года – в 6 раз, с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года – в 3 раза.
Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная выплата в счет возмещения вреда здоровью с учетом процента утраты трудоспособности, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни с 1 февраля 1993 года – в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года – 1,9 раза; с 1 июля 1993 года – в 1,81 раза; с 1 декабря 1993 года – в 1,9 раза; с 1 июля 1994 года – в 1,4 раза; с 1 апреля 1995 года – в 1,678 раза; с 1 мая 1995 года – в 1,27 раза; с 1 августа 1995 года - в 1,259 раза; с 1 ноября 1995 года - в 1,05 раза; с 1 декабря 1995 года - в 1,048 раза; с 1 января 1996 года – в 1,045 раза; с 1 апреля 1996 года - в 1,2 раза; с 1 января 1997 года – в 1,1 раза, а в последующем – ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определено следующее:
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г.№122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с --.--.---- г. до --.--.---- г.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г.. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.
За период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. индексация должна производиться с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". - с 1 июля 2000 г. с учетом коэффициента, равного 1,581, а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515.
Как следует из пункта 6 приведенного Постановления Пленума ВС РФ, « В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года»
Таким образом, с января 2002 года индексация должна производиться с учетом роста прожиточного минимума.
Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 года № 421 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2000 года - 851 рубль 32 копейки.
Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2000 года № 589 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2000 года - 894 рубля.
Постановлением Правительства РФ от 11ноября 2000 года № 852 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2000 года - 930 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2001 года № 99 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2000 года - 962 рубля.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2000 год составит (851,32 + 894+930+962) : 4 = 909 рублей 32 копейки.
Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2001 года № 664 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2001 года – 1064 рубля, за 2 квартал 2001 года – 1153 рубля.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2001 года № 879 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2001 года - 1163 рубля.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 91 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2001 года - 1197 рублей.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2001 год составит (1064+1153+1163+1197) : 4 = 1144 рубля 25 копеек.
Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2002 года № 344 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2002 года - 1313 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 года № 627 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2002 года - 1383 рубля.
Постановлением Правительства РФ от 1ноября 2002 года № 793 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2002 года - 1387 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 года № 62 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2002 года – 1432 рубля.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2002 год составит (1313+1383+1387+1432) : 4 = 1378 рублей 75 копеек.
Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 года № 276 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2003 года – 1554 рублей. квартал 2003 года - 1629 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 672 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2003 года - 1612 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2004 года № 74 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2003 года – 1625 рубля.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2003 год составит (1554+1629+1612+1625) : 4 = 1605 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2003 года № 483 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2003 года - 1629 руб.
Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 672 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2003 года - 1612 руб.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2004 года № 74 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2003 года - 1625 руб.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2003 год составил 1605 руб.
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 года № 456 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 1 квартал 2004 года - 1747 руб.
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 года № 456 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2 квартал 2004 года - 1793 руб.
Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2004 года № 689 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 3 квартал 2004 года - 1816 руб.
Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 года № 105 установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров на 4 квартал 2004 года – 1849 руб.
Таким образом, средний показатель прожиточного минимума за 2004 год составил 1801 руб. 25 коп.
С учетом пропорционального роста прожиточного минимума для пенсионеров по РФ, индекс увеличения этого показателя составляет в 2001 году – 1,258, в 2002 году – 1,205 и в 2003 году - 1,164.
В соответствии с Решением Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 года установлен индекс роста уровня инфляции за 2004 год – 1.1, за 2005 год – 1.11.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 N 143, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 31.07.2006 N ГКПИ06-739) – установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2006 год - 1.09.Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 г. установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2007 год - 1.08.
Постановлением Правительства РФ №655 от 03.09.2008 г. установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2008 год - 1.105, на 2009 год – 1.13.
Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года №1024 установлен индекс уровня инфляции на 2010 год – 1.1.
Постановлением Правительства РФ №1079 от 21.12.2010 г. установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2011 год - 1.065
Постановлением Правительства РФ №1019 от 08.12.2011 г. установлен размер индекса роста уровня инфляции за 2012 год - 1.06
В судебном заседании установлено, что истец принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с --.--.---- г. по --.--.---- г., впоследствии, с --.--.---- г. истцу установлена 3 группа инвалидности с утратой 30% трудоспособности, с --.--.---- г. установлена 2 группа инвалидности и 70% утрата трудоспособности.
До направления в Чернобыль истец работал водителем 1 класса колонны 31 в ---
В соответствии с пунктами 10, 11 Постановления Пленумам Верховного Суда РФ №35 от 14 декабря 2000 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - «В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Исходя из названных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. Учитывая это, суд при разрешении спора был не вправе по требованию ответчика либо по своей инициативе вопреки воле инвалида исчислить средний месячный заработок за двенадцать месяцев перед установлением инвалидности.
До 15 февраля 2001 г. средний месячный заработок инвалида подсчитывался путем деления на двенадцать общей суммы заработка за двенадцать месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее двенадцати месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, части 1 и 2 статьи 15 Правил).
До 6 января 2000 г. в случае, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж двенадцать и более месяцев, в течение двенадцати месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность, при определении среднемесячного заработка мог быть учтен заработок не за двенадцать месяцев работы, предшествовавших трудовому увечью или профессиональному заболеванию, а только за период работы в новых условиях (часть 2 статьи 15 Правил).
После 6 января 2000 г. до 15 февраля 2001 г. среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых условиях независимо от продолжительности общего трудового стажа до несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, если доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Исходя из содержания названных выше норм судам следует иметь в виду, что сам по себе период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения либо возможность изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего.
В Постановлении Совета министров СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 года 665-195 указано - «Разрешить министерствам и ведомствам выплачивать работникам, в том числе военнослужащим воинских частей и органов Комитета государственной безопасности СССР, военнообязанным, призванным на сборы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, направленных на работы, указанные в пункте 1 настоящего постановления, суточные в размере 3 рублей 50 копеек, а также обеспечивать их бесплатным трехразовым горячим питанием (из расчета 2 рубля 85 копеек в сутки) и бесплатным жильем»
В соответствии с приведенным Постановлением Совета министров СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 года 665-195 указано оплата труда работников, занятых на работах в третьей зоне опасности производится в четырехкратном размере сверх среднемесячной заработной платы.
Между тем, истец не предоставил суду допустимых доказательств того, что оплата была произведена в таком размере, из имеющихся в гражданском деле и выплатном деле справок выплата кратных сумм (среднего заработка) не усматривается.
Суд не вправе исходить в своих расчетах из предполагаемых сумм, которые истец должен был получить в соответствии с приведенными нормативными актами, в связи с чем, в расчетах руководствуется только теми сведениями, которые имеются в справках о фактически полученных истцом суммах оплаты.
Исходя из сведений о заработке истца за 12 месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, средний заработок, исчисленный в соответствии с приведенными положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ, составлял, по расчетам суда, ---
Доводы представителя истца о том, что в состав заработка, подлежащего учету при определении размера компенсации в счет возмещения вреда здоровью должны учитываться суточные (3 рубля 50 коп. в день) и затраты на горячее питание ( 2 рубля 85 коп. в день), в день, подлежат отклонению, поскольку действующим законодательством включение суточных в состав ежемесячного заработка не предусмотрено, а 2 рубля 85 коп. (на горячее питание) истцу не выплачивалась и не должна была выплачиваться в денежной форме.
С применением установленных приведенными «Правилами..» коэффициента увеличения стоимости жизни (6.7 и 6) проиндексированный размер заработка составляет ---
С применением коэффициентов повышения стоимости жизни 1993-1997 годов размер заработка составит --- ---
Таким образом, с учетом 30%-ной утраты трудоспособности, размер компенсации на возмещение вреда здоровью, исходя из сведений о заработке истца, должен был составить ---
В то же время, судом установлено, что с --.--.---- г. размер компенсации при ее назначении уже превышал указанную сумму и составлял ---
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ №364-О от 4 октября 2005 года «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности положений ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений.
В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 в редакции, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным а п.2 ст.13 названного Закона, гарантировалось возмещение вреда здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Постановлением Конституционного Суда РТ от 19 июня 2002 года №11-П установлено, что при определении порядка возмещения вреда, законодатель не вправе снижать признанный государством уровень возмещения вреда.
Таким образом, для определения размеров выплачиваемых истцу компенсаций необходимо последовательное применение установленных законом индексов, начиная с --.--.---- г.
С --.--.---- г., с применением индекса 1.581, размер компенсации должен был составлять ---, истцу фактически выплачивалось ---., задолженность – ---
С --.--.---- г., с применением индекса 1.515, размер компенсации должен был составлять ---., фактически выплачивалось ---
С --.--.---- г., с применением индекса 1.258, размер компенсации должен был составлять ---
За --.--.---- г. истцу подлежало к выплате ---., задолженность – ---
С --.--.---- г., с применением индекса 1.205, размер компенсации должен был составлять ---., фактически выплачивалось --- задолженность – ---
С --.--.---- г., с применением индекса 1.12, размер компенсации должен был составлять ---
С --.--.---- г. утрата трудоспособности составила 70%, соответственно, размер компенсации должен был увеличиться ---
Фактически истцу выплачивалось в --.--.---- г. по ---. в --- – в ---, задолженность составляет ---
С --.--.---- г. размер компенсации должен был составлять --- фактически выплачивалось --- задолженность составляет ---
С --.--.---- г. с применением индекса 1.11 размер компенсации должен был составлять ---., фактически выплачивалось – --.--.---- г. в --.--.---- г.., в --.--.---- г.., в --.--.---- г.., также выплачена доплата в --- в размере ---
Таким образом, всего выплачено ---., задолженность – ---
С --.--.---- г. с применением индекса 1.09 размер компенсации должен был составлять ---., всего подлежало к выплате --- выплачено фактически ( в том числе и по решению суда) – --- задолженности не имеется.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.08 размер компенсации должен составлять ---., фактически выплачивалось ---. в --.--.---- г.. – в --.--.---- г., а также перерасчет в размере ---., задолженности не имеется.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.105 размер компенсации должен составлять ---., в то же время размер выплачиваемой компенсации за --.--.---- г. превышал --.--.---- г., что означает отсутствие задолженности.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.13 размер компенсации должен составлять ---., в то время как размер выплачиваемой компенсации за --- превышал ---, что означает отсутствие задолженности.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.1 размер компенсации должен составлять ---. в то время как размер выплачиваемой компенсации за --.--.---- г. превышал ---, что означает отсутствие задолженности.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.065 размер компенсации должен составлять ---.., в то время как размер выплачиваемой компенсации за --.--.---- г. превышал ---, что означает отсутствие задолженности.
С --.--.---- г. с применением индекса 1.06 размер компенсации должен составлять ---.., в то время как размер выплачиваемой компенсации за --.--.---- г. превышал ---, что означает отсутствие задолженности.
Таким образом, задолженность за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. составляет ---
Как следует из справки Отдела социальной защиты, решением --- районного суда ... ... от --.--.---- г. в пользу истца взыскана задолженность по компенсации за прошедший период на общую сумму ---.
Таким образом, учетом выплаченной и взысканный решением суда суммы, задолженности по компенсации за рассматриваемый период не имеется, в связи с чем, в иске надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Шириева М.М. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью и установлении размеров ежемесячных компенсаций отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А.Кулиев