Дело № 2-187/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
14 февраля 2011 г.
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Кулиева И.А.,
при секретаре судебного заседания Аймалетдиновой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дуркина Е.Е. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о восстановлении размера пенсионного обеспечения,
у с т а н о в и л :
Дуркин Е.Е. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани ( далее - УПФР) о восстановлении прежнего размера пенсионного обеспечения.
В обоснование иска Дуркин Е.Е. указал, что является пенсионером по выслуге лет (32 года 6 мес.) дата
До дата года истцу выплачивалась пенсия по старости как работнику лётного состава гражданской авиации, назначенная в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РСФСР», составляла дата <данные изъяты>., так же истцу выплачивалось дополнительное социальное обеспечение в соответствии с ФЗ №155 от 27 ноября 2001 г. «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» которое составляло на дата <данные изъяты>
С дата истец уменьшил размер досрочной пенсии и прекратил выплату дополнительного социального обеспечения.
Как указывает истец, на его запросы ответчик пояснил, что период работы истца с дата был пересчитан в календарном порядке, по состоянию на дата составил 23 года, что послужило причиной снижения пенсии, что в свою очередь, повлекло и уменьшение размера валоризации пенсии.
По поводу прекращения выплаты дополнительного социального обеспечения ответчик пояснил истцу, что не засчитал стаж в 32 года по работе в <данные изъяты>, так как авиация <данные изъяты> относится к государственной авиации
Истец указывает, что при назначении пенсии в дата была учтена его работа связанная с полетами с элементами сложного пилотажа, поэтому, выслуга исчислена как 1 год работы в должностях <данные изъяты> за 2 года выслуги, стаж работы со дата по дата составил 32 года 6 месяцев. Поскольку, при пересчете пенсии в дата е размер стал меньше, истец полагает, что в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях» ответчик должен восстановить прежний, более высокий ее размер.
По поводу валоризации размере пенсии истец указал, что ответчик принял за основу календарный трудовой стаж, что противоречит закону, так как в целях валоризации следует включать стаж, который был определен при оценке пенсионных прав при определении порядка подтверждения трудового стажа и порядка увеличения заработка для назначения и перерасчета пенсии и должен быть применен порядок, который был определен до вступления в силу ФЗ №173, то есть, по выслуге лет, которая составляет 32 года.
Так же истец указывает, что прекращение выплаты дополнительного социального обеспечения противоречит положениям закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», так как пенсия была оформлена и выплачивалась истцу, как <данные изъяты> который относится к членам экипажа воздушного судна в соответствии с Постановлением СМ РСФСР №459 от 4 сентября 1991 года.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил обязать ответчика производить выплату трудовой пенсии с дата в ранее назначенном размере - <данные изъяты> с последующей индексацией в соответствии с законом, произвести валоризацию размера расчетного капитала по специальному стажу выслуги лет в 32 года и восстановить с дата выплату дополнительного социального обеспечения.
В настоящем судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика исковые требования не признали, указав в обоснование возражений, что контрольной проверкой пенсионного дела истца установлено, что на дата неверно рассчитана выслуга в части определения права на доплату, которая составляет 24 года, что выявило переплату пенсии.
С дата расчет стажа и расчет размера пенсии приведен в соответствие со стажевым коэффициентом, который изменен с 62% до 55 %
С дата произведена валоризация - увеличение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного с учетом стажа и заработка до дата.
Как указали представители ответчика, стаж истца до дата составил 12 лет, стаж при определении величины пенсионного капитала исчисляется до дата в календарном порядке.
Доплата к пенсии членам <данные изъяты> назначается при наличии выслуги в должности <данные изъяты> работа в других типах авиации права на доплату к пенсии не порождает, авиация <данные изъяты> относится, по мнению представителей ответчика, к государственной авиации, что исключает право на получение доплаты.
Выслушав пояснения истца, его представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, истец является пенсионером по выслуге лет дата
Как следует из исследованного судом макета пенсионного дела истца, выслуга определена УПФР в размере 32 лет 6 месяцев, истцу назначена к выплате досрочная трудовая пенсия по старости как работнику <данные изъяты>, назначенная в соответствии с Законом « О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20 ноября 1990 г.
По состоянию на дата. размер пенсии составлял <данные изъяты>, помимо этого истцу назначено к выплате дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральном законом № 155-ФЗ от 27 ноября 2001 года «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», размер которого составлял на дата <данные изъяты>
Таким образом, общая сумма выплат на дата составляла <данные изъяты>
С дата ответчик уменьшил размер досрочной пенсии по старости и прекратил выплату дополнительно социального обеспечения, при этом, общий размер выплат с дата (с учётом суммы валоризации) составил <данные изъяты>
Как пояснили суду представители ответчика, период работы истца дата, для исчисления размера пенсии, с дата был пересчитан календарно по состоянию на дата и составил 23 календарных года, в результате чего размер пенсии был снижен, так же по календарному стажу был произведён расчёт валоризации пенсии, что повлекло начисление меньшей суммы валоризации к пенсии.
По поводу прекращения выплаты дополнительного социального обеспечения представители ответчика пояснили, что стаж с выслугой в 32 года, приобретённый при работе в <данные изъяты>, не может быть засчитан, так как <данные изъяты> относится к государственной авиации, финансируется из средств федерального бюджета и направлена на выполнение оборонных задач.
В соответствии со ст.79 Закона «О государственных пенсиях с РСФСР» № 340-1 от 20 ноября 1990 года, пенсия в связи с работой в летном и летно - испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет.
В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», в указанные списки включены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
Как установлено судом, пенсия назначена истцу в дата, как работнику <данные изъяты> в соответствии с приведенными нормами, действовавшими в тот период (дата
Согласно Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением утверждённых Постановлением СМ РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 при исчислении сроков выслуги для назначения пенсии работникам <данные изъяты> считается: один год работы в должностях <данные изъяты> - за полтора года выслуги при условии выполнения плана <данные изъяты> а при выполнении <данные изъяты> - за два года выслуги.
Судом обозревались справки в макете пенсионного дела истца, согласно которым все периоды <данные изъяты>, учтенного УПФР в дата году при назначении пенсии, истец выполнял <данные изъяты>.
При таком положении суд отклоняет доводы ответчика о том, что стаж истца изначально был неверно рассчитан, поскольку, в силу приведённой нормы, действовавшей в дата, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсии работникам <данные изъяты> считается один год работы в <данные изъяты> за два года выслуги.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Действующий Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранили права на досрочное назначение пенсии, лётному составу гражданской авиации.
Согласно ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам. .мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года постановлено, что в соответствии со статьями 1 и 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установить, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: пункт З, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, - Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам <данные изъяты> в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537, установлено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам <данные изъяты> принимаются 1 год работы в должностях <данные изъяты> в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за 1,5 календарных года при условии выполнения плана <данные изъяты>, а при выполнении <данные изъяты> - за два года выслуги.
В соответствии со ст. 84 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20 ноября 1990 года, Пенсия (кроме пенсии работникам, занятым на подземных и открытых горных работах) устанавливается в размере от 55 до 75 процентов заработка. При выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55 процентов заработка; за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на один процент заработка. При выслуге в летном и летно - испытательном составе у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет (часть первая статьи 79 Закона) пенсия уменьшается на 2 процента заработка за каждый год (в том числе неполный), недостающий до полной выслуги.
Размер пенсии летчикам - испытателям I класса повышается на 10 процентов. Во всех случаях размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка. При этом ограничения, установленные статьей 86 Закона, не применяются.
В соответствии со ст. 86 названного Закона, максимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации на уровне трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости.
Максимальный размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на 1 процент за каждый полный год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Таким образом, размер назначенной истцу пенсии в дата исчислен в соответствии с приведенными действовавшим нормами, составил, согласно макету пенсионного дела, <данные изъяты>
Согласно ст.29 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере».
Учитывая установленные и исследованные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали какие-либо законные основания для признания ошибочным и уменьшения ранее назначенного размера пенсии.
В соответствии со ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж про изводится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Согласно п.12 приведенной ст.30 Закона, подлежит применению порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм пенсионного законодательства, суд соглашается с доводами истца о том, что ответчик необоснованно применил при валоризации величины расчетного пенсионного капитала календарный порядок исчисления трудового стажа, поскольку этот стаж, ранее исчисленный в соответствии с действовавшим законодательством при оценке пенсионных прав, составлял 32 года 6 месяцев.
Законом, действовавшим на момент назначения истцу пенсии (ст. 79 Закона «О государственных пенсиях с РСФСР») разделения на виды авиации не предусматривалось.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 155-ФЗ от 27 ноября 2001года «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (далее - взносы).
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности <данные изъяты> не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья <данные изъяты>, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Таким образом, работа истца в должностях <данные изъяты> учитывается для социального обеспечения как работа <данные изъяты> - или члена экипажа <данные изъяты>, что означает возникновение у истца права на получение установленной законом дополнительной социальной выплаты.
Исходя из совокупности указанных обстоятельств, суд находит установленным, что истцу в дата обосновано произведен расчет размера пенсии исходя из стажа <данные изъяты> в 32 года 6 месяцев, оснований для уменьшения размера пенсии и, соответственно, валоризации расчетного капитала с иным значением, а так же уменьшения стажевого коэффициента, у ответчика не имелось.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основанииизложенного, руководствуясь ст.12,56, 194, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Дуркина Е.Е. удовлетворить
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани выплачивать с дата Дуркину Е.Е. досрочную трудовую пенсию в прежнем размере - <данные изъяты>. с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани произвести валоризацию величины расчетного капитала с дата, исходя из имеющейся выслуги 32 года 6 месяцев, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани выплачивать Дуркину Е.Е. с дата дополнительное социальное обеспечение.
Взыскать с Государственного Учреждения Управления пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани в пользу Дуркина Е.Е. <данные изъяты> в счет возврата государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения.
Судья Кулиев И.А.