о взыскании пени



Мировой судья – Петрова И.А. Дело №

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Великий Новгород 14 октября 2010 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н.,

при секретаре Гавриловой Е.В.,

с участием представителя истца ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.В.Новгород Новгородской области (межрайонное) Митюковой И.Ю.

представителя ответчика Мельниковой Т.И. Мельникова А.В.,

рассмотрев гражданское дело по апелляционной жалобе Мельниковой Т.И. на решение мирового судьи судебного участка № Великого Новгорода от 18 августа 2010 года, принятое по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.В.Новгород (межрайонное) к Мельниковой Т.И. о взыскании пени,

установил:

ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.В.Новгород Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту – Фонд) обратилось к мировому судье с иском к Мельниковой Т.И. о взыскании пени за период с 22 марта 2008 года по 23 марта 2009 года в сумме 248 рублей 08 копеек, в том числе по страховой части трудовой пенсии – 144 рубля 40 копеек, по накопительной части – 103 рубля 68 копеек, указав в обоснование требований, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. В силу пп. 2 п.1 ст.6 указанного Федерального закона адвокаты являются страхователями. Согласно ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившего в законную силу 01.01.2010г., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пениям и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в законную силу данного закона. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в порядке, установленном п.3 ст.18, ст.21 Закона. Мельникова Т.И. имела статус адвоката с 15 ноября 2000 года до 30 июня 2005 года и с 01.01.2001 года должна была уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа. Мельникова Т.И. не уплатила страховые взносы за период с 01.01.2004г. по 30 июня 2005 года. За период с 22 марта 2008 года по 23 марта 2009 года начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 248,08 руб. на основании и по правилам ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Решением мирового судьи судебного участка № Великого Новгорода от 18 августа 2010 года исковые требования Фонда удовлетворены, с Мельниковой Т.И. в пользу Фонда взысканы пени за период с 22 марта 2008 года по 23 марта 2009 года в сумме 248 рублей 08 копеек, в том числе по страховой части трудовой пенсии – 144 рубля 40 копеек, по накопительной части – 103 рубля 68 копеек.

Не соглашаясь с решением, Мельникова Т.И. подала апелляционную жалобу, в которой указано на неверное применение мировым судьей норм материального права, неверную оценку обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе указано на то, что она является пенсионером УВД, вступила в пенсионные правоотношения до 01.01.2007г., и, согласно нормам действующего законодательства, действовавшим в спорный период, она не обязана уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование. Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 6 ФЗ № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Из определения Конституционного суда от 24.05.2005 года № 223-О видно, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.

В судебном заседании представитель ответчика Мельников А.В. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение мирового судьи оставить без изменения, пояснил, что в соответствии с нормами Федерального закона от 22.07.2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» лица, являющиеся военными пенсионерами в соответствии с законом от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части). Указанные изменения в законодательстве и установили тот правовой механизм, в котором идет речь в определении Конституционного суда РФ от 24.05.2005 года № 223-О.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившего в силу с 01 января 2010 года, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28 этого Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

На основании изложенных норм адвокаты обязаны уплачивать страховые взносы, в том числе в Пенсионный фонд РФ.

До вступления в силу указанного Закона индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, также относились к страхователям на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, и в силу пункта 2 статьи 14 этого Закона на них была возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере, установленном пунктами 1-3 статьи 28 указанного Закона.

Определением Конституционного суда РФ от 24.05.2005 года № 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.

При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлено, что ответчик Мельникова Т.И. имела статус адвоката с 15 ноября 2000 года и по 30 июня 2005 года. В связи с чем обязана была уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в силу пп.2 п.1 ст.6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от 15.12.2001г. Мельникова Т.И. надлежащим образом свои обязательства, вытекающие из обязательного пенсионного страхования не исполнила, в связи с чем за ней образовалась задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2004г. по 30.06.2005г.

Кроме того установлено, что Мельникова Т.И. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Однако в силу действующего законодательства это обстоятельство не является основанием для освобождения истца от обязанности производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.

Ссылка истца на отсутствие правового механизма, гарантирующего предоставление адвокатам, являющимся пенсионерами МВД, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличение тем самым получаемых пенсионных выплат, является необоснованной.

Так, Федеральным законом от 22.07.2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» внесены изменения в статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которая дополнена частью четвертой, и в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статья 3 которого дополнена пунктом шестым.

Федеральный закон от 22.07.2008 года № 156-ФЗ вступил в силу 25.07.2008 года и распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

В результате вступления в силу указанных изменений в пенсионное законодательство лица, являющиеся получателями пенсии в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приобрели право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).

Таким образом, указанными нормами права установлен правовой механизм, гарантирующий предоставление индивидуальным предпринимателям и адвокатам, являющимся военными пенсионерами, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат.

Учитывая, что с 01.01.2010 года отсутствуют нормы, предусматривающие освобождение адвокатов из числа военных пенсионеров от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, мировой судья обоснованно установил обязанность Мельниковой Т.И. по выплате страховых взносов.

Статьей 25 Закона № 167-ФЗ установлено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями в виде денежной суммы, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный месяц просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Поскольку взыскиваемую сумму страховых взносов в установленный законом срок ответчик не перечислил, ему правомерно были начислены пени.

Проверив представленные истцом расчеты пени за период с 22 марта 2008 год по 23 марта 2009 год, суд полагает их правильными и обоснованными.

Учитывая верно установленные обстоятельства, правильное применение норм материального права и отсутствие нарушений процессуальных требований, по делу постановлено обоснованное решение о взыскании с Мельниковой Т.И. пользу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Новгородской области в В.Новгороде пени в сумме 248 рублей 08 копеек, в том числе по страховой части трудовой пенсии – 144 рубля 40 копеек, по накопительной части – 103 рубля 68 копеек

Государственная пошлина взыскана с ответчика в доход федерального бюджета по правилам ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ,

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № Великого Новгорода от 18 августа 2010 года, которым исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.В.Новгород (межрайонное) к Мельниковой Т.И. о взыскании пени, удовлетворены, оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельниковой Т.И. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Сторонам разъяснено право ознакомиться с мотивированным решением по делу с 22 октября 2010 года.

Председательствующий Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение суда изготовлено 22 октября 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200