Дело Номер обезличен Великий Новгород
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Соколова С.Б.,
при секретаре Рыбаковой А.М.,
с участием помощника прокурора Великого Новгорода Ланиной О.В.,
представителя ответчика Администрации Великого Новгорода Рябовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Великого Новгорода к Администрации Великого Новгорода, Муниципальному учреждению культуры и искусства «Новгородский театра для детей и молодежи «Малый» об обязании оборудовать вход в здание Муниципального учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», расположенное по адресу: ..., пандусом и перилами,
у с т а н о в и л:
Прокурор Великого Новгорода обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода об обязании оборудовать вход в здание Муниципального учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» (далее Театр), расположенное по адресу: ..., пандусом и перилами.
В обоснование заявленных требований указано, что Театр является объектом социальной инфраструктуры, предметом деятельности которого является постановочная деятельность по созданию спектаклей и публичных театрализованных представлений, сценарная деятельность, проведение конкурсов, выставок и фестивалей театральной направленности, отсутствие пандусов и перил препятствует инвалидам полноценно пользоваться услугами театра.
Определением суда в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый».
В судебном заседании помощник прокурора Великого Новгорода Ланина О.В. исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель Администрации Великого Новгорода Рябова А.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, считая, что обязанность по оборудованию входа в здание театра «Малый» должна быть возложена на Театр, который имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельную смету доходов и расходов, по своим обязательствам Театр отвечает имеющимися в его распоряжении денежными средствами, и лишь при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Администрация Великого Новгорода как собственник имущества, закрепленного за Театром.
Представитель Театра, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (далее Закон) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 указанного закона органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Одним из средств конкретизации положений части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Как видно из Устава Театра, Театр является объектом социальной инфраструктуры, предметом деятельности которого является постановочная деятельность по созданию спектаклей и публичных театрализованных представлений, сценарная деятельность, проведение конкурсов, выставок и фестивалей театральной направленности.
Театр имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельную смету доходов и расходов, лицевой счет по учету движения бюджетных средств, лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности. По своим обязательствам Театр отвечает имеющимися в его распоряжении денежными средствами.
Местом нахождения Театра является ..., указанное здание находится в оперативном управлении Театра, на основании договора от 1 декабря 1994 года, по условиям п.9 которого Театр несет ответственность за осуществление капитального и текущего ремонта закрепленного за Театром имущества.
Из Устава Театра также установлено, что источником дохода Театра, является в том числе и предпринимательская деятельность.
Обследованием центрального входа Театра установлено отсутствие пандусов и перил, что препятствует доступу в здание театра инвалидов-колясочников, тем самым нарушается гарантированная равная возможность их участия в жизни общества.
По смыслу положений ч.2 ст. 120 ГК РФ по своим обязательствам Театр отвечает имеющимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Из установленных обстоятельств и приведенных положений закона суд считает, что иск прокурора к Театру подлежит удовлетворению, поскольку Театр, как организация независимо от его организационно-правовой формы обязан создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). При этом, оснований для возложения на Администрацию Великого Новгорода субсидиарной ответственности по обязательствам Театра не имеется, поскольку Театр самостоятельно отвечает за осуществление капитального и текущего ремонта, закрепленного за ним имуществом и имеет доход от предпринимательской деятельности, которым вправе распоряжаться.
Учитывая изложенное, обязанность оборудования входа в здание пандусом и перилами, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников, должна быть возложена на Театр.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывает порядок привлечения подрядных организаций к выполнению ремонтных работ, время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, проведения конкурса среди подрядных организаций, привлекаемых для исполнения муниципального заказа, суд, полагает необходимым определить срок для оборудования входа в здание Театра пандусом и перилами до 30 марта 2011 года.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с Тетра в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Великого Новгорода - удовлетворить в части.
Обязать Муниципальное учреждение культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» оборудовать вход в здание Муниципального учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», расположенного по адресу: ..., пандусом и перилами, в срок до 30 марта 2011 года.
В иске прокурора Великого Новгорода к Администрации Великого Новгорода о возложении субсидиарной ответственности по обязательствам Муниципального учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» - отказать.
Взыскать с Муниципального учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» в местный бюджет государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий С.Б. Соколов