решение об обжаловании действий должностного лица



Дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2010 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области

в составе председательствующего судьи Котихиной А.В.

при секретаре Прошкиной О.В.

с участием заявителя Ковалева Е.И. и его представителя Ковалевой А.И.

представителя заинтересованного лица Березиной О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ковалева ЕИ об оспаривании решения Администрации Панковского городского поселения,

у с т а н о в и л:

Ковалев Е.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Панковского городского поселения, которым ему отказано в регистрации по месту пребывания в принадлежащем на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: ... В обоснование заявленных требований указал, что принятое решение является незаконным, нарушающим его конституционное право на свободу передвижения и выбор места пребывания.

В судебном заседании Ковалев Е.И. и его представитель Ковалева А.И. исковые требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, пояснив, что вышеобозначенный объект недвижимости пригоден для постоянного проживания, является местом пребывания истца, следовательно, единственным местом, где он может быть зарегистрирован, отсутствие же регистрации по месту пребывания лишает его возможности реализовать свои конституционные права.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Панковского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица УФМС по Новгородской области Березина О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением согласилась, ссылаясь на отсутствие каких-либо препятствий к регистрации истца по месту пребывания в принадлежащем ему жилом строении.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявление Ковалева Е.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Как установлено в судебном заседании, Ковалев Е.И. является собственником земельного участка ...., расположенного в ....

Судом также установлено, что на вышеобозначенном земельном участке возведено двухэтажное строение - жилой дом площадью ..., находящийся в собственности заявителя.

Указанные обстоятельства подтверждены свидетельствами о государственной регистрации права ... от ... года и ... от ... года.

Согласно ч.1 ст.27 Конституции РФ одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места пребывания и жительства.

При этом, действующее гражданское законодательство признает местом пребывания гражданина место, где он временно пребывает, и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания как личное неимущественное право (п.1 ст.150 ГК РФ).

В свою очередь, Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" №5242-1 от 25 июня 1993 года, регулирующий административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания в пределах Российской Федерации.

Развивая и реализуя систему регистрационного учета, статья 4 Закона №5242-1, определяет органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В частности, указанная правовая норма предусматривает, что в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Таким образом, предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан в органах местного самоуправления поселений осуществляется должностными лицами, уполномоченными Главами соответствующих администраций.

Согласно п.9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №713 от 17 июля 1995г., граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении.

В свою очередь, на орган регистрационного учета возложена корреспондирующая обязанность зарегистрировать гражданина по месту пребывания не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Судом из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что 12 мая 2010 года Ковалев Е.И. предпринял обращение в Администрацию Панковского городского поселения с заявлением о регистрации по месту пребывания в принадлежащем ему жилом строении, а 18 мая 2010 года получил письменный ответ за подписью заместителя Главы Администрации городского поселения (письмо ... от ... года), мотивированный невозможностью удовлетворения требований по тем основаниям, что жилой дом расположен на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.

Между тем, отказ в регистрации истца по месту пребывания не может быть признан законным по следующим основаниям.

Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав.

У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер.

Соответственно, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не содержат оснований для отказа в регистрации граждан по месту пребывания.

Более того, статья 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Ее абзац второй, раскрывая содержание понятия "садовый земельный участок", определяет его целевое назначение - выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур, а также отдых.

Согласно правовой позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении от 14 апреля 2008 г. N 7-П, названная норма-дефиниция воспринимается правоприменительной практикой как обладающая регулятивными функциями, поскольку предопределяет целевое использование этого жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, местом пребывания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неправомерности отказа Администрации Панковского городского поселения в регистрации Ковалева Е.И. по месту пребывания в жилом доме, расположенном по адресу: ..., по основаниям, обозначенным в письме ... от ... года.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ с Администрации Панковского городского поселения подлежат взысканию понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Ковалева ЕИ удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Панковского городского поселения в регистрации Ковалева ЕИ по месту пребывания в жилом доме, расположенном по адресу: ....

Обязать Администрацию Панковского городского поселения зарегистрировать Ковалева ЕИ по месту пребывания в жилом доме, расположенном по адресу: ....

Взыскать с Администрации Панковского городского поселения в пользу Ковалева ЕИ расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

На решение лицами, участвующими в деле, быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - (29 августа 2010 года).

Председательствующий: А.В.Котихина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200