о признании действия органа местного самоуправления незаконным



Дело Номер обезличен Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Соколова С.Б.,

при секретаре Рыбаковой А.М.,

с участием прокурора Сидоровой С.А., представителя ответчика Администрации Великого Новгорода Демидова Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Великого Новгорода о признании бездействия Администрации Великого Новгорода по непринятию в муниципальную собственность гидротехнических сооружений, расположенных вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ... незаконным и обязании обратиться в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйных гидротехнических сооружений- коллекторов ливневой канализации, расположенных вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ...,

установил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода, в обоснование которого указано, что гидротехническое сооружение - коллектор ливневой канализации, расположенный вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ... является бесхозяйной недвижимой вещью. В январе 2010 года произошел сброс хозяйственно-бытовых вод с превышением нормативов содержания вредных загрязняющих веществ через указанный коллектор в ручей без названия и далее в р. Волхов. Бесхозяйным содержанием гидротехнического сооружения создается опасность причинения вреда здоровью граждан.

Прокурор полагает, что поскольку гидротехническое сооружение - коллектор ливневой канализации является бесхозяйным и Администрация Великого Новгорода не принимает мер по принятию коллектора на учет в целях обеспечения его безопасной эксплуатации, имеются основания для признании бездействия Администрации В. Новгорода по непринятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения, расположенного вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ... незаконным и обязании Администрации В. Новгорода поставить на учет в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним гидротехническое сооружение - коллектор ливневой канализации.

Неоднократно изменяя исковые требования прокурором заявлено требование о признании бездействия Администрации Великого Новгорода по непринятию в муниципальную собственность гидротехнических сооружений, расположенных вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ... незаконным и обязании обратиться в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйных, гидротехнических сооружений- коллекторов ливневой канализации, расположенных вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ...

В судебном заседании прокурор Сидорова С.А. иск поддержала.

Представитель Администрации В. Новгорода Демидов Д.О. иск не признал.

Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новгородской области, Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов по Новгородской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ... находятся 2 гидротехнических сооружения- коллекторы ливневой канализации (далее Коллекторы), которые возведены на землях, относящихся к городскому округу - Великий Новгород.

Согласно п.п. 8, 11 ч.1 ст. 16 Федерального законно от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу ст.ст. 3, 9. Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Из материалов дела также установлено, что около дома Номер обезличен по ул. ... обнаружена негерметичность хозяйственно-бытового коллектора и ливневого коллектора, вследствие чего хозяйственно-бытовые сточные воды попадают в ливневый колодец системы бесхозяйной ливневой канализации, откуда попадают в ручей без названия, который впадает в реку Волхов.

Проведенным исследованием проб воды в месте сброса, установлено, что сбрасываемая вода загрязнена фосфатами, жирами, нефтепродуктами.

Таким образом в судебном заседании установлено, что меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений - Коллекторов не реализуются, по причине неопределенности их правопринадлежности.

Из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580 следует, что орган местного самоуправления вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи.

Как видно из материалов дела Администрация Великого Новгорода в лице КУМИ Великого Новгорода обратилась в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлениями о постановке на учет бесхозяйного имущества - Коллекторов ливневой канализации, расположенных вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ....

Между тем, государственная регистрация заявлений о принятии на учет бесхозяйного имущества приостановлена 23 июля 2010 года до 28 августа 2010 года, поскольку не представлены документы содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе планы объектов недвижимости, удостоверенные соответствующей организацией по учету объектов недвижимости.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что установленные меры по безопасности гидротехнического сооружения, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных гидротехнических сооружений, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Рассматриваемые объекты расположены в административных границах Великого Новгорода, а следовательно, бездействие администрации в части необращения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения (со всеми необходимыми документами) на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Великого Новгорода по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений, расположенных вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ....

Обязать Администрацию Великого Новгорода обратиться в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества -гидротехнических сооружений (коллекторов ливневой канализации, расположенных вблизи домов Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличен по ул. ...), в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение 10 дней.

Председательствующий С.Б. Соколов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200