Дело № Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2010 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Арзумановой Т.А.,
при секретаре Большаковой Н.С.,
с участием прокурора Коляниченко И.В.,
заявителя Егоровой Л.А.,
представителя территориальной избирательной комиссии Новгородского района Новгородской области Ефремовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Егоровой Л.А. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Новгородского района Новгородской области № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату на должность <данные изъяты> Егоровой Л.А.»,
УСТАНОВИЛ:
Егорова Л.А. обратилась в суд с заявлением, в котором сославшись на незаконность постановления территориальной избирательной комиссии Новгородского района Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в регистрации кандидатом на должность <данные изъяты>, просила признать действительными 143 подписи избирателей и обязать Территориальную избирательную комиссию Новгородского района зарегистрировать ее в качестве кандидата на должность <данные изъяты>.
В судебном заседании Егорова О.И. в уточнение заявления просила признать незаконным указанное выше постановление избирательной комиссии Новгородского района Новгородской области. Поддерживая свое заявление, Егорова Л.А. не оспаривала по существу недействительность 7 подписей избирателей в подписном листе №, однако другие основания для отказа в ее регистрации в качестве кандидата полагала незаконными, пояснив, что отсутствие в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации в адресе места жительства кандидата и избирателей не является недостатком.
Представитель территориальной избирательной комиссии Новгородского района Новгородской области Ефремова Н.В. (председатель комиссии) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на отсутствие законных оснований для отмены оспариваемого постановления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Как установлено в судебном заседании, Егорова Л.А. в порядке самовыдвижения обратилась в территориальную избирательную комиссию Новгородского района Новгородской области с заявлением о намерении баллотироваться кандидатом на должность <данные изъяты>, представив для регистрации 15 подписных листов, содержащие 150 подписей избирателей.
Судом также установлено, что Постановлением территориальной избирательной комиссии Новгородского района Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Егоровой Л.А. было отказано в регистрации кандидатом на должность <данные изъяты> по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 5 статьи 27 Областного закона от 21 июня 2007 года №121-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Новгородской области» (далее - Областной закон №121-ОЗ), в связи с признанием недействительными 100% подписей избирателей и, как следствие, отсутствием их необходимого количества для регистрации кандидата.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительная подпись - это подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
При этом в силу прямого указания части 8 статьи 26 Областного закона №121-ОЗ недействительными считаются: подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим областным законом сведений (пункт 3); подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт 10); все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных частью 3 статьи 23 настоящего областного закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему областному закону (пункт 11).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 7 подписей из 9-ти (№№2-10) в подписном листе № (л.д. 26-27) являются недействительными, как проставленные не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей. Данное обстоятельство подтверждено справкой об исследовании № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной главным экспертном ЭКЦ УВД по Новгородской, и не оспаривалось самой Егоровой Л.А.
Частью 3 статьи 23 Областного закона №121-ОЗ определено, что в случае самовыдвижения кандидата в подписном листе помимо прочих сведений должно быть указано наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата.
В судебном заседании установлено, что ни один из 15 подписных листов не содержит информации о наименовании субъекта Российской Федерации, где находится место жительства кандидата Егоровой Л.А., что является нарушением требования, установленного частью 3 статьи 23 Областного закона №121-ОЗ.
При этом доводы заявителя Егоровой Л.А. о достаточности указания лишь сведений о субъекте Российской Федерации в адресе места жительства изготовителя подписных листов, который совпадает с кандидатом, а также о малозначительности выявленных недостатков, которые возможно восполнить сопоставлением всех содержащихся в подписном листе сведений, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку действующее законодательство не содержит норм, позволяющих выяснять, не препятствует ли однозначному восприятию указанные сведения и исключается ли иное толкование формализованных законом требований об адресе места жительства кандидата с учетом наличия идентичных наименований населенных пунктов как в пределах одного, так и разных субъектах Российской Федерации. Обратное нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.
Помимо требований об указании в подписном листе сведений о кандидате, действующее законодательство устанавливает определенные требования к объему сведений об избирателе.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 23 Областного закона №121-ОЗ в подписном листе указываются следующие данные об избирателе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (относительно иностранных граждан, участвующих в выборах Главы муниципального образования в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего областного закона, - указанный в виде на жительство), а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Согласно статьи 3 Областного закона №121-ОЗ используемые в нем основные понятия и термины применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).
Понятие «адреса места жительства» для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ, согласно которому адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что отсутствие в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации в адресе места жительства избирателей также является нарушением избирательного законодательства.
Между тем, в судебном заседании бесспорно установлено, что во всех 15 подписных листах указанная информация отсутствует.
С учетом приведенных выше положений закона суд не принимает во внимание довод Егоровой Л.А. о том, что указание в адресе места жительства избирателей наименования района «<данные изъяты>», населенного пункта «<данные изъяты>», улицы, номера дома и квартиры являлось достаточным. Довод заявителя о том, что адрес места жительства избирателей указан в подписных листах в точном соответствии с паспортным данным избирателей, также не принимается судом во внимание, поскольку отметки в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства содержат наименование субъекта Российской Федерации.
Ссылка на нарушение процедуры проверки подписных листов, выразившееся в отсутствии надлежащего извещения заявителя об указанном мероприятии, не учитывается судом, поскольку не свидетельствует о незаконности решения территориальной избирательной комиссии, выводы которой базируются на недостаточности действительных подписей избирателей.
В свою очередь, суд не признает обоснованным признание избирательной комиссией 100% подписей по мотиву отсутствия в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации в адресе места жительства сборщика подписей, поскольку в силу положений Областного закона №121-ОЗ это не предусмотрено в качестве основания для признания подписей избирателей недействительными.
Между тем, учитывая, что в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение наличие других оснований для признания 100% подписей избирателей недействительными, то суд считает принятое территориальной избирательной комиссией Новгородского района Новгородской области постановление об отказе Егоровой Л.А. в регистрации кандидатом на должность <данные изъяты> законным, в связи с чем заявление Егоровой Л.А. не подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Егоровой Л.А. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Новгородского района Новгородской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об отказе в регистрации кандидату на должность <данные изъяты> Егоровой Л.А.» оставить без удовлетворения.
На решение лицами, участвующими в деле, могут быть поданы кассационные жалобы, а прокурором кассационное представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 5 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 27 сентября 2010 года.
Председательствующий: Т.А.Арзуманова