об обязании выполнить перерасчет тарифов за коммунальные услуги



Дело №Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2010 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Замыслова Ю.А.,

при секретаре Шумилкиной А.В.,

с участием истца Ильина А.И.,

представителей ответчика Крутяковой Н.А. и Смирновой Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильин А.И. к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области об обязании в предоставлении документов и выполнении перерасчёта тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение,

у с т а н о в и л :

Ильин А.И. обратился в суд с иском к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет) и Администрации Новгородского района об обязании в предоставлении документов и выполнении перерасчёта тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение, указав в заявлении, что он является собственником квартиры <адрес>, также он является членом общественной организации «Союз потребителей Новгородской области» и выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. С 2007 года по март 2009 года из-за недостоверных данных о собственных затратах, представляемых ООО «МонолитСервис», ответчиками завышались тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение.

На основании изложенного, истец просил обязать Администрацию Новгородского района выполнить перерасчёт тарифа на отопление за 2007 год и тарифы на горячее водоснабжение за период с 2007 года по март 2009 года, а также обязать Комитет выполнить перерасчёт тарифов на тепловую энергию для ООО «МонолитСервис» на 2008, 2009 и 2010 годы.

В ходе рассмотрения дела по существу истец Ильин А.И. увеличил исковые требования к Комитету и просил обязать его произвести перерасчёт тарифа за горячее водоснабжение для ООО «МонолитСервис» за 2008 год.

Кроме того, истец Ильин А.И. отказался от исковых требований в части обязания Администрации Новгородского района произвести перерасчёт тарифов за горячее водоснабжение за период с 2008 года по март 2009 года. Суд определением от 24 августа 2010 года принял отказ от иска в этой части.

Определением суда от 14 сентября 2010 года исковые требования к Администрации Новгородского района были выделены в отдельное производство.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования к Комитету поддержал по мотивам, изложенным в иске.

Представители ответчика Крутякова Н.А. и Смирнова Р.Н. иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица - ООО «МонолитСервис» в суд не явился, извещен надлежащим образом, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без его участия.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п. 3.3.5, 3.3.12 Положения о комитете по ценовой и тарифной политике области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 08.04.2008 № 123, к полномочия Комитета относится установление тарифов на тепловую энергию в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на эту энергию; установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, в соответствии с предельным индексом тарифов и надбавок, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам, с учетом инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных представительными органами местного самоуправления области, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территории нескольких (одного) муниципальных районов области, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

До издания постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (включившего тарифы на горячую воду в систему регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса), тарифы на горячую воду устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. В связи с указанным, Комитетом тариф на горячую воду для ООО «МонолитСервис» был установлен только на 2008 год. На 2009, 2010 год для ООО «МонолитСервис» тарифы на горячую воду устанавливались органами местного самоуправления.

Действующим законодательством (Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации») урегулирована процедура установления тарифов на тепловую энергию, которая носит заявительный характер. Рассмотрение дел об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган (комитет по ценовой и тарифной политике области) обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами).

В целях установления тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, должны представить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), с приложением предусмотренных пунктом 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила) материалов.

В соответствии с вышеуказанным порядком ООО «МонолитСервис» письмами от 1 декабря 2009 года № 1/09, от 11 декабря 2008 года № 82, от 22 ноября 2007 года № 52 обратилось в комитет по ценовой и тарифной политике области с предложением об установлении тарифов соответственно на тепловую энергию на 2010 год в размере 1841, 16 руб. за 1 Гкал, на тепловую энергию на 2009 год - в размере 1313,11 руб. за 1 Гкал, на тепловую энергию на 2008 год - в размере 814,61 руб. за 1 Гкал, на горячее водоснабжение на 2008 год - в размере 58 руб. за куб. м.

В соответствии с п. 16 Правил Комитетом была проведена экспертиза предложений ООО «МонолитСервис» об установлении тарифов. При рассмотрении расчетных материалов по обоснованности предлагаемых предприятием тарифов на тепловую энергию применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Анализ расходов предприятия на производство тепловой энергии и горячего водоснабжения (далее - ГВС) на 2008 год проведен по представленным расчетным материалам на 2008 год, поскольку предприятие начало осуществлять деятельность по теплоснабжению и ГВС, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем фактические данные не представлены. В расчет тарифа на 2008 год приняты расходы в сумме 1233,4 тыс. руб. вместо 1244,1 тыс. руб. за счет корректировок по статьям затрат «топливо», «электроэнергия», «затраты на оплату труда с отчислениями».

Анализ расходов предприятия на производство тепловой энергии на 2009 год проведен по представленным расчетным материалам на 2009 год, фактическим данным за 1 квартал и 1 полугодие 2008 года. В расчет тарифа на 2009 год приняты расходы в сумме 1189,77 тыс. руб. за счет корректировок по статьям затрат «топливо», «электроэнергия», «вода», «затраты на оплату труда с отчислениями», «общепроизводственные расходы и прочие расходы», «материалы».

С учетом внесенных корректировок тариф на тепловую энергию на 2009 год составил 844,9 руб. за 1 Гкал (рост к действующему тарифу 2,7%) (утвержден постановлением Комитета от 29 декабря 2008 года № 41/7).

Анализ расходов предприятия на производство тепловой энергии на 2010 год проведен по представленным расчетным материалам на 2010 год, фактическим затратам за 2008 год и 1 полугодие 2009 года.

В расчет тарифа на 2010 год приняты расходы в сумме 1238,904 тыс. руб. за счет корректировок по статьям затрат «топливо», «электроэнергия», «затраты на оплату труда с отчислениями», «общепроизводственные расходы». Кроме того, по итогам 2008 года на основании представленных расчетных материалов за 2008 год установлено недоиспользование средств на топливо в сумме 53,058 тыс. руб., на водоснабжение и водоотведение в сумме 98,246 тыс. руб., ввиду недоиспользования объемов газа и воды, предусмотренных в смете расходов на 2008 год. В соответствии с п. 7 раздела III Основ ценообразования вышеуказанные суммы были исключены из затрат, учитываемых при установлении тарифа на тепловую энергию на 2010 год.

По статьям затрат «Вода» и «Водоотведение» сняты суммы, запланированные в тарифе на 2008 год- 97,193 тыс. руб. и 1,053 тыс. руб. в связи отсутствием факта использования за 2008 год.

С учетом внесенных корректировок тариф на тепловую энергию на 2010 год составил 879,8 руб. за 1 Гкал (рост к действующему тарифу 4,1%) (утвержден постановлением Комитета от 31 декабря 2009 года № 51).

Таким образом, тарифы для ООО «МонолитСервис» на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2008, на тепловую энергию на 2009, на 2010 год установлены в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, действующим тарифным законодательством не предусмотрена процедура перерасчета тарифов на тепловую энергию за предшествующие периоды регулирования. Согласно п. 6 Правил тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Установленные тарифы могут быть изменены по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций).

В то же время, согласно п. 7 раздела III Основ ценообразования в случае, если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный период регулирования, что и было сделано Комитетом при установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «МонолитСервис» на 2010 год.

В этой связи исковые требования истца к Комитету об обязании выполнить перерасчёт тарифов на отопление и ГВС для ООО «МонолитСервис», установленных на 2008 год, тарифов на тепловую энергию на 2009 и 2010 г.г. в связи с завышением расходов на статьям затрат являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Также не подлежит удовлетворению требование истца об обязании Комитета предоставить истцу расчётные данные по обоснованию утверждавшихся тарифов на тепловую энергию и ГВС для ООО «МонолитСервис», поскольку исполнение данного требования полностью охватывается представлением ответчиком в рамках рассмотрения настоящего дела указанных расчётных документов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Ильин А.И. к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области об обязании в предоставлении документов и выполнении перерасчёта тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения, начальная дата обжалования - 21 сентября 2010 года.

Председательствующий Ю.А. Замыслов

Мотивированное решение составлено 24 сентября 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200