дело №
Решение
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области под председательством судьи Виюка А.В., при секретаре Егорове А.А., с участием представителей Ильиной З.С. - Тярасова В.В., Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. - Чистяковой Е.А., представителя Комитета культуры, туризма, архивного дела Новгородской обл. - Курочкина А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильиной З.С. об оспаривании решения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл.,
установил:
Ильина З.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. от 29.07.2010 г. в регистрации за нею права собственности на земельный участок площадью 1387 кв.м. по <адрес> в связи с отнесением земельного участка к объектам выявленного культурного наследия по тем основаниям, что является собственницей жилого дома по указанному адресу, сам земельный участок находится в пожизненном наследуемом владении, фактическая площадь используемого ею участка составляет 1387 кв.м.
Решением Новгородского районного суда от 12.10.2010 г. требования Ильиной З.С. о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. от 29.07.2010 г. в регистрации за нею права собственности на земельный участок площадью 1387 кв.м. по <адрес> были оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 24.11.2010 г. решение районного суда от 12.10.2010 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, Ильина З.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась, представитель Ильиной З.С., действующий на основании доверенности Тярасов В.В. заявленные требования поддержал, указал, что заинтересованными лицами не представлено доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка заявительницы к объектам культурного наследия.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл., действующая на основании доверенности Чистякова Е.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, указала, что из представленного заключения органов охраны культурного наследия спорный земельный участок ограничен в обороте и отчуждения в частную собственность не подлежит, то есть отказ в регистрации за Ильиной З.С. права собственности на земельный участок является законным.
Представитель Комитета культуры, туризма, архивного дела Новгородской обл., действующий на основании доверенности Курочкин А.Ю., с заявленными требованиями не согласился, объяснил, что согласно историко-археологического опорного плана Великого Новгорода в районе ул. <адрес>, спорный земельный участок включен в границы земельного участка, отнесенного к выявленным объектам культурного наследия, и не подлежит передаче в частную собственность.
Представители КУГИ Новгородской обл., Администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства. Исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не сможет предоставляться в частную собственность.
Согласно ст. 25.2 закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок являются следующие документы: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В судебном заседании установлено, что Ильина З.С. является собственницей дома <адрес>, на основании договора купли-продажи от 30.01.1978 г. и владеет на праве пожизненного наследуемого владения земельным участком для эксплуатации жилого дома площадью 1026 кв.м. на основании свидетельства № от 15.01.1993 г., фактически занимая земельный участок площадью 1387 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 27.03.2009 г.
Полагая, что имеет право на регистрацию права собственности на указанный земельный участок в порядке ст. 25.2 закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 3 закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» Ильина З.С. 25.06.2010 г. обратилась в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. с заявлением о регистрации за нею на праве собственности земельного участка площадью 1387 кв.м. по <адрес>, кадастровый №, представив все необходимые документы.
Сообщением Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. об отказе от 29.07.2010 г. в государственной регистрации права собственности Ильиной З.С. на вышеуказанный земельный участок отказано в связи с отнесением спорного земельного участка к выявленному объекту археологического наследия «Селище VIII-XV вв.»
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия и результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В качестве обоснования отнесения спорного земельного участка к выявленному объекту археологического наследия послужило письмо Комитета культуры, туризма, архивного дела Новгородской обл. № от 16.07.2010 г.
В ходе разбирательства дела в качестве дополнительных доказательств отнесения спорного земельного участка к выявленному объекту археологического наследия, влекущих запрет на его отчуждение в частную собственность, представлены выписка из перечня выявленных объектов археологического наследия Комитета культуры, туризма, архивного дела Новгородской обл. № от 03.12.2010 г., Постановление Администрации города Новгорода № от 04.07.1997 г. «Об утверждении историко-археологического опорного плана окрестностей Софийской стороны», копия фрагмента опорного плана с земельным участком вдоль <адрес>, ограниченным красной линией, в состав которого входит земельный участок площадью 1387 кв.м. по <адрес>.
В соответствии с п.п.4 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в муниципальной или государственной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Понятие объекта культурного наследия, порядок отнесения земельных участков к объектам культурного наследия, порядок выдачи паспорта объекта культурного наследия, регламентируется законом № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия»
Так, согласно ст. 3 закона № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся памятники, в том числе и частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
В силу ст. 17 закона № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации: заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр; заключение государственной историко-культурной экспертизы; сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события; сведения о местонахождении объекта;
сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта; описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению, описание границ территории объекта; фотографическое изображение объекта; сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия; сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
В соответствии с п. 2 ст. 18 закона № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр, как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 данного Федерального закона.
Согласно п.6 ст. 18 закона № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта.
Из п. 9 ст. 18 закона № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. следует, что объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.
Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.
В соответствии со ст. 21 закона № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
Из материалов дела следует, что паспорт объекта культурного наследия на земельный участок, отнесенный к границам «Селище VIII-XV вв.» по <адрес> не выдавался, решения органа государственной власти об отнесении указанного земельного участка к объектам археологического наследия и включении его в соответствующий реестр, как того требует п. 9 ст. 18 закона № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. не существует, сведения о проведении в отношении указанного земельного участка государственной историко-культурной экспертизы, подтверждающей обоснованность отнесения объекта к выявленным объектам культурного наследия отсутствуют, другие документы, установленные ст.17 закона № 73-ФЗ от 23.06.2002 г. в соответствующий орган государственной власти не предоставлялись, уведомления пользователю земельного участка об отнесении его к выявленному объекту культурного наследия не направлялись, то есть, по мнению суда, заинтересованными лицами не представлено доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка в границах «Селище VIII-XV вв.» по <адрес> к выявленным объектам археологического наследия.
Представленные выписка из перечня выявленных объектов археологического наследия Комитета культуры, туризма, архивного дела Новгородской обл. № от 03.12.2010 г., Постановление Администрации города Новгорода № от 04.07.1997 г. «Об утверждении историко-археологического опорного плана окрестностей Софийской стороны», копия фрагмента опорного плана с земельным участком вдоль <адрес>, ограниченным красной линией, в состав которого входит земельный участок площадью 1387 кв.м. по <адрес> не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка к выявленным объектам археологического наследия, поскольку они не основаны на заключении государственной историко-культурной экспертизы, описаниях особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.
Таким образом, наличие объекта археологического наследия, границы зон охраны, режим использования земель в границах этих зон не подтверждается нормативным актом органа субъекта Российской Федерации.
Из кадастрового плана земельного участка площадью 1387 кв.м. по <адрес>, данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и не включен в границы земель особо охраняемых территорий.
При таких обстоятельствах отказ Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. в регистрации за Ильиной З.С. права собственности на земельный участок площадью 1387 кв.м. по <адрес> <адрес>, кадастровый № является незаконным, а требования Ильиной З.С. об обязании Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. зарегистрировать за собой право собственности на спорный земельный участок, обоснованным.
В связи с тем, что Ильина З.С. освобождена от уплаты госпошлины, так как является инвалидом 2-й группы, а при подаче заявления она оплатила госпошлину в размере 200 руб.. в соответствии со ст.333.40 Налогового кодекса РФ Ильиной З.С. из соответствующего бюджета подлежит возврату госпошлина в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. от 29.07.2010 г. в регистрации за Ильиной З.С. права собственности на земельный участок площадью 1387 кв.м. по <адрес>, кадастровый №.
Обязать Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской обл. осуществить государственную регистрацию права собственности Ильиной З.С. на земельный участок площадью 1387 кв.м. по <адрес>, кадастровый №.
Возвратить Ильиной З.С. из бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда, через городской суд в течение 10 дней, начиная со дня изготовления мотивировочной части решения - 21 декабря 2010 г.
Председательствующий Виюк А.В.