Дело № 2-825/11 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 февраля 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:председательствующего судьи Соколова С.Б.,
при секретаре Рыбаковой А.М.,
с участием прокурора Говорковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «ДюкХолдинг» об обязании в срок до 1 мая 2011 года провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (котельная), получить специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от котельной и утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
у с т а н о в и л :
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «ДюкХолдинг» об обязании в срок до 1 мая 2011 года провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (котельная), получить специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от котельной и утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В обоснование требований указано, что в собственности у ООО «ДюкХолдинг» (далее Общество) имеется газовая котельная, являющаяся стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В нарушение действующего законодательства Обществом не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источников. С 1 января 2009 года и по настоящее время выброс загрязняющих веществ в процессе эксплуатации котельной осуществляется без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем прокурор обратился с вышеуказанным иском в суд.
В судебном заседании прокурор Говоркова Ю.В. исковые требования поддержала.
Представители ответчика Общества, третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области, и привлеченного судом к участию в деле ООО «СТО «Северная», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 43 Конституции России каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон) юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статья 14 Закона предусматривает, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, необходимой предпосылкой для получения юридическим лицом разрешения является планируемый или осуществляемый им выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу п. 1 ст. 17 Закона при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами.
Согласно п. 4.2.1. "СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ.
В соответствии со ст. 23 (ч.4) указанного закона выбросы химических веществ, иных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании Обществу принадлежит на праве собственности котельная площадью 600, 6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>
Как следует из Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «СТО «Северная», утвержденного 26 мая 2005 года, от отопления котельной (топливо природный газ), имеется выброс вредных веществ. Имеются от производственной деятельности и иные источники выброса вредных веществ.
Из материалов дела также установлено, что 26 мая 2005 года ООО «СТО «Северная» выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, срок действия которого истек 1 января 2009 года.
Из справки Общества следует, что за период с 1 января 2010 года по 30 сентября 2010 года осуществлялся расход газа.
Согласно п. 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту с утвержденными в установленном порядке нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарного источника.
При таких обстоятельствах, в судебном заседании установлено, что при наличии обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и права на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, Обществом, осуществляющим выброс вредных веществ от стационарного источника, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не произведена, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не получено.
При тех, обстоятельствах, что как Обществом, так и ООО «СТО «Северная» не представлено доказательств, подтверждающих, кем осуществляется эксплуатация нежилого помещения (котельной), учитывая, что срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения истек, суд считает, что обязанность провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (котельная), получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от котельной и утвердить нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует возложить на собственника ООО «ДюкХолдинг».
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд учитывает, что ответчик не возражал, против заявленных истцом сроков, а потому Обществу следует предоставить срок исполнения решения суда до 1 мая 2011 года.
Так как решение состоялось в пользу истца, а иск предъявлен в интересах физических лиц, то в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Новгородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «ДюкХолдинг» в срок до 1 мая 2011 года обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от их источника - нежилого помещения (котельной), площадью 600, 6 кв.м., расположенного по адресу: В. Новгород, ул. Северная, 2, утвердить в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарного источника (нежилого помещения - котельной) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника (нежилого помещения - котельной).
Взыскать с ООО «ДюкХолдинг» государственную пошлину в местный бюджет в сумме 200 руб.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления судом мотивированного решения - 7 февраля 2011 года.
Председательствующий С.Б. Соколов