Дело №2-543/11 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 февраля 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Соколова С.Б.,
при секретаре Рыбаковой А.М.,
с участием истца Ужеговой М.К., ее представителя Ужегова С.С., представителей ответчика Слободчикова Н.В., Гроцера И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ужеговой М.К. к военному комиссариату Новгородской области о признании незаконными изменений, определенных сторонами условий трудового договора, при продолжении работником работы без изменения трудовой функции, компенсации морального вреда,
установил:
Ужегова М.К. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Новгородской области (далее ВКНО) о признании незаконными изменений, определенных сторонами условий трудового договора, при продолжении работником работы без изменения трудовой функции.
Неоднократно изменяя и уточняя исковые требования Ужеговой М.К. заявлены требования о признании незаконными изменений, определенных сторонами условий трудового договора, при продолжении работником работы без изменения трудовой функции, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях с 1 сентября 2007 года, с 1 апреля 2008 года Ужегова М.К. замещала должность старшего помощника начальника 2-го отделения (по профессиональному психологическому отбору).
В связи с реорганизацией военных комиссариатов муниципальных образований Российской Федерации Ужегова М.К. 1 апреля 2009 года была переведена на должность старшего помощника начальника 1 отделения (по профессиональному психологическому отбору).
26 октября 2009 года на основании приказа №226 Ужегова М.К. была переведена на должность старшего помощника начальника (по профессиональному психологическому отбору) отделения (подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту) отдела ВКНО.
Утвержденной 12 ноября 2010 года должностной инструкцией, представленной истице для ознакомления 22 ноября 2010 года, были изменены условия трудового договора, в частности дополнительно в обязанности истицы включено:
-направлять запросы на получение сведений о личных качествах граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу (далее Пункт №1);
-организовывать и проводить работу с гражданами в период от первоначальной подготовки на воинский учет до явки на заседание призывной комиссии (далее Пункт №2);
-своевременно направлять запросы в образовательные заведения, предприятия и учреждения на представление характеризующих документов на юношей, подлежащих первоначальной подготовке на воинский учет и призыв (далее Пункт №3);
На период подготовки и проведения призыва граждан на военную службу и первоначальной постановки на учет:
-выписывать повестки на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу (далее Пункт №4);
-согласно графику работать на призывном пункте по сверке анкетных данных и вносить изменения в учетные карты призывников (далее Пункт №5).
Ужегова М.К. полагает, что включение дополнительных обязанностей, которые не установлены действующим законодательством и не соответствует ее функциональным обязанностям неправомерно, а потому просит признать незаконным изменение, определенных сторонами условий трудового договора, при продолжении работником работы без изменения трудовой функции, в части включения вышеуказанных обязанностей, утвержденных приказом военного комиссара Новгородской области №282 от 12 ноября 2010 года и компенсировать ей моральный вред в размере 5 000 руб.
В судебном заседании Ужегова М.К. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что сведения, указанные в Пункте №1 ей для работы необходимы, при этом согласно плану нештатной группы профессионального психологического отбора (далее Нештатная группа), указанная обязанность определена другому лицу; организацию работы, указанной в Пункте №2 проводит, но только по профессиональному отбору граждан; характеризующие документы указанные в Пункте №3 ей необходимы, как и призывной комиссии, но только из образовательных учреждений, диспансеров и ОВД, при этом это относится к работе Нештатной группы; лица, указанные в Пункте №4 извещаются, в том числе и на мероприятия по профотбору; работа, указанная в Пункте №5 проводится ею для определения социального статуса и определения рода Войск, в который будет направлен призывник. Кроме того, у истицы имеется в подчинении технический работник, который обрабатывает бланки, ведет книги учета, может проставлять категорию и т.д.
Представитель истца Ужегов С.С. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Гроцер И.А. иск не признал, поддержал возражения на иск и пояснил, что в связи с реорганизацией ВКНО, которая проходила до 11 августа 2010 года, появилась необходимость пересмотра должностных инструкций. Ужеговой М.К., иных обязанностей, кроме как, необходимых ей по занимаемой должности, так и для работы как начальника Нештатной группы не вменялось.
Представитель ответчика Слободчиков Н.В. иск не признал, поддержал возражения на иск, пояснил также, что обязанности, изложенные в должностной инструкции полностью соответствуют трудовой функции истца.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Под трудовыми отношениями понимаются - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).
На основании ст. 22 ТК РФ работодатель вправе, в том числе: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Как указано Федеральной службой по труду и занятости в Письме от 31.10.2007 г. N 4412-6 "О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников", несмотря на то, что в Трудовом кодексе РФ не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.
Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
Как установлено в судебном заседании из трудового договора от 1 апреля 2008 года Ужегова М.К. принята на должность старшего помощника начальника отделения (по профессиональному психологическому отбору) в военный комиссариат Великого Новгорода, Новгородского и Батецкого районов.
Согласно п.4.1.1 указанного трудового договора Ужегова М.К. обязана выполнять должностные обязанности согласно утвержденным функциональным обязанностям.
На основании приказа от 26 октября 2009 года №226, в связи с реорганизацией (Директива Министра обороны РФ №Д-79дсп от 29 августа 2009 года) Ужегова М.К. переведена на должность старшего помощника начальника (по профессиональному психологическому отбору) отделения (подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту) отдела ВКНО (по г. Великий Новгород, Новгородскому и Батецкому районам) (далее Отдел).
Согласно Акту об отказе в получении уведомления от 9 ноября 2009 года, Ужеговой М.К. зачитано вслух уведомление необходимости перераспределения и конкретизации должностных обязанностей персонала Отдела, связанных с организационно штатными преобразованиями, которым она уведомлена об изменении должностных обязанностей по занимаемой ею должности.
Приказом военного комиссара НО от 12 ноября 2010 года №282 утверждена должностная инструкция старшего помощника начальника (по профессиональному психологическому отбору) отделения (подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту) Отдела, с которой Ужегова М.К. ознакомлена 23 ноября 2010 года, и включение положений Пунктов №№1-5, которой оспаривает.
Согласно свидетельствам о внесении записей в ЕГРЮЛ серия № и серия 53 № военный комиссариат г. В. Новгорода, Новгородского и Батецкого районов прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ВКНО.
11 августа 2010 года (Приказ №214) создано обособленное подразделение ВКНО по муниципальному образованию - Отдел.
Свидетельством серия 53 №001191808 подтверждается внесение изменений 30 августа 2010 года в учредительные документы ВКНО.
Также материалами дела установлено, что на основании приказа №18 от 01.02.2010 года создана Нештатная группа профотбора, начальником группы назначена Ужегова М.К.
Приказом Министра обороны РФ от 26.01.2000 N 50 утверждено "Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее Руководство), согласно п.2 которого Руководство определяет организацию и порядок проведения в военных комиссариатах мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами, не являющимися военнослужащими (далее именуются - граждане), и военнослужащими.
Согласно п.п. 3, 26 Руководства в военных комиссариатах для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору ежегодными приказами военных комиссаров создаются нештатные группы профотбора.
Начальником нештатной группы профотбора назначается штатный специалист по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата.
В связи с необходимостью проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, военные комиссары после составления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах (п.п.28, 29 Руководства).
Пунктом 30 Руководства установлено, что в период первоначальной постановки граждан на воинский учет нештатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-профессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование.
Военно-профессиональная ориентация проводится в виде военно-профессионального просвещения и консультирования, в ходе которых гражданам сообщаются сведения о военно-учетных специальностях военнослужащих и воинских должностях, замещаемых этими военнослужащими, даются персональные рекомендации о подготовке и службе на конкретных воинских должностях, разъясняются порядок подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и условия поступления в военно-учебные заведения.
При социально-психологическом изучении граждан: анализируются документы воинского учета, сведения, поступающие с мест учебы или работы; проводятся индивидуальные беседы с каждым гражданином, направленные на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. В необходимых случаях могут проводиться беседы с родителями граждан, преподавателями, должностными лицами учреждений, предприятий и организаций, где граждане учатся (работают); осуществляется наблюдение за особенностями поведения граждан в ходе беседы и обследования, направленное на выявление признаков нервно-психической неустойчивости, недостаточной понятливости, сообразительности и особенностей психомоторики.
Исходя из положений п.п. 15, 30 Руководства результаты, заключения профотбора заносятся в учетную карту призывника.
Из анализа приведенных положений, суд приходит к выводу, что утвержденная приказом военного комиссара НО от 12 ноября 2010 года №282 должностная инструкция Ужеговой М.К., с учетом занимаемой ею должности, действующему законодательству не противоречит, не нарушает прав истицы, поскольку оспариваемые ею пункты должностной инструкции направлены на разрешение задач профессионального психологического отбора, которые достигаются путем сбора (истребованием) сведений, проведением работы с гражданами, их вызовом, работой и внесением необходимых изменений в учетные карточки.
Кроме того, согласно п. 27 Руководства специалист по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата обязан ежегодно планировать работу нештатной группы профотбора военного комиссариата и организовывать выполнение запланированных мероприятий, т.е. вмененные истице должностные обязанности, с тем учетом, что в силу положений Руководства она является начальником нештатной группы профотбора, указывают на необходимость ее работы по планированию работы нештатной группы и организации выполнения запланированных мероприятий ее составом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приказ военного комиссара НО от 12 ноября 2010 года №282 издан в пределах предоставленных ему полномочий, по причинам, связанным с изменением организационных условий труда (реорганизации), в целях перераспределения и конкретизации должностных обязанностей, при этом трудовая функция работника Ужеговой М.К. не изменена.
Учитывая, что должностной инструкцией, утвержденной приказом военного комиссара НО от 12 ноября 2010 года №282, работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации Ужеговой М.К. не изменена, как и конкретный вид поручаемой Ужеговой М.К. работы, с учетом необходимости с ее стороны контроля и планирования работы состава Нештатной группы, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Ужеговой М.К. к военному комиссариату Новгородской области о признании незаконными изменений, определенных сторонами условий трудового договора, при продолжении работником работы без изменения трудовой функции, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 6 февраля 2011 года.
Председательствующий С.Б. Соколов