о восстановлении срока для принятия наследства



Дело № Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Костяевой А.А.,

при секретаре Федоровой М.О.,

с участием истца Никифоровой Л.В.,

ответчиков Леонтьевой С.В. и Приход О.В., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Норматовой М.И., Жагриной Н.В., Приход В.Д. и Приход В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифоровой Л.В. к Администрации Чудовского муниципального района, Леонтьевой С.В. и Приход О.В. о восстановлении срока для принятия наследства, признании её принявшей наследственное имущество и признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №

УСТАНОВИЛ:

Никифорова Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации Чудовского муниципального района о восстановлении срока для принятия наследства, признании её принявшей наследственное имущество и признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № указала, что 12 апреля 2010 года умер ее отец - ФИО3. После его смерти открылось наследство в виде земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. Установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства она пропустила по причине того, что не знала о имеющемся наследственном имуществе. 12 октября 2010 года от своей племянницы ФИО8 она узнала о том, что имеется наследственное имущество. Считает данную причину пропуска срока уважительной, в связи с чем, просит о восстановлении срока для принятия наследства.

В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования и в окончательном виде просила восстановить ей срок для принятия наследства и признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №

Определением Новгородского районного суда от 13 декабря 2010 года по ходатайству истца в качестве ответчиков привлечены Леонтьева С.В. и Приход О.В., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Норматова М.И., Жагрина Н.В., Приход В.Д. и Приход В.И.

В судебном заседании истец Никифорова Л.В. поддержала иск. О причинах пропуска срока для принятия наследства истец пояснила, что кроме неё наследниками первой очереди к имуществу отца ФИО3, умершего 12 апреля 2010 года являются: её сестры С.В. и ФИО9, брат О.В., племянница ФИО8, её мать ФИО6 и племянник ФИО7. Она не стала бы претендовать на наследство в случае, если бы ее мать, сестры и брат уважительно к ней относились, но так как все они заявили о своих наследственных правах, а ей не сообщили, то она вынуждена была обратиться в суд, за восстановлением срока для принятия наследства. Кроме того, по состоянию здоровья она плохо себя чувствовала и не имела возможности обратиться к нотариусу.

Представитель ответчика Администрации Чудовского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, представил заявление, в котором просил данное дело рассмотреть без его участия.

Ответчики Леонтьева С.В. и Приход О.В. исковые требования не признали. Возражая против удовлетворения требований истицы, пояснили, что отношения с Никифоровой Л.В. у них не складываются в настоящее время, но это не является уважительной причиной пропуска срока для принятия наследственного имущества после смерти отца. О дне смерти отца истице было известно, равно как и о имеющемся наследственном имуществе.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Жагрина Н.В., Приход В.Д. иск Никифоровой Л.В. полагали не подлежащим удовлетворению. В возражениях пояснили, что Никифорова Л.В. страдала определенными заболеваниями задолго перед смертью отца, однако на похоронах она была, на стационарном лечении не находилась, в связи с чем считают причину пропуска срока для принятия наследственного имущества неуважительной.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Норматова М.И. и Приход В.И. полагали, что восстановить срок для принятия наследственного имущества возможно, так как Никифорова Л.В. является дочерью умершего ФИО3

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск Никифоровой Л.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании из письменных материалов дела судом установлено, что после смерти ФИО3, умершего 12 апреля 2010 года, осталось имущество, состоящее из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №

Названное имущество принадлежало ФИО3 на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1114 ГК РФ).

Из материалов наследственного дела № П к имуществу умершего 12 апреля 2010 года ФИО3 усматривается, что за оформлением наследственных прав обратилась Леоньева С.В., Приход О.В., остальные наследники Жагрина Н.В., Приход В.Д., Норматова М.И. и Приход В.И. от наследственных прав отказались.

Согласно п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очерёдности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что Никифорова Л.В. является дочерью умершего ФИО3, что не оспаривается ответчиками, и третьими лицами, несмотря на то, что в свидетельстве о рождении истицы допущена ошибка в имени отца вместо «Виталий» внесена запись «Виктор».

Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 указанной статьи).

В силу п. 2 ст. 1153 ГПК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Как следует из объяснений Никифоровой Л.В., в шестимесячный срок, окончание которого приходилось на 12 октября 2010 года, оставшееся после смерти ФИО3 наследство в установленном законом порядке ею принято не было ввиду того, что о наследственном имуществе ей стало известно по истечении установленного законом шестимесячного срока.

При жизни ФИО3 истица, проживающая в Великом Новгороде, поддерживала родственные отношения. Кроме того, Никифорова Л.В. не отрицает тот факт, что наследственное имущество ей не нужно, но в связи с тем, что отношения с родственниками ухудшились, она принципиально обратилась в суд за восстановлением своих нарушенных прав.

О смерти отца истице стало известно в тот же день от родственников. Сама истица не оспаривает тот факт, что знала о дне смерти своего отца и была на его похоронах, однако участие в них не принимала, так как уже в тот момент отношения с сестрами и с братом оставляли желать лучшего. В Новгородский районный суд за восстановлением своих нарушенных прав она обратилась 19 ноября 2010 года. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица Никифорова Л.В., действительно, пропустила срок для принятия открывшегося после смерти её отца ФИО3 наследства.

Между тем, причина пропуска срока для принятия наследства, на которую сослалась Никифорова Л.В., судом не может быть признана уважительной.

Из объяснений участвующих в деле лиц и из показаний свидетелей ФИО11 и ФИО12 судом установлено, что о смерти наследодателя истица была уведомлена в тот же день или с 13 на 14 апреля 2010 года. Состояние здоровья истицы с апреля по ноябрь 2010 года и в последующие месяцы было стабильно одинаково, поднималось давление, повышался сахар в крови, но оно и в настоящее время таково, и до смерти наследодателя уже было таковым. На протяжении ряда лет истица наблюдается у врачей и следит за состоянием своего здоровья. То обстоятельство, что в указанный период истица не находилась на стационарном лечении не оспаривается Никифоровой Л.В.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истицей в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что она фактически приняла какое либо имущество после смерти своего отца.

Как следует из буквального содержания п.1 ст.1155 ГК РФ, пропущенный срок для принятия наследства может быть восстановлен в случае, если наследник «не знал и не должен был знать об открытии наследства».

Таким образом, по смыслу данной нормы, одно то обстоятельство, что наследник не знал об открытии наследства, не может является основанием к восстановлению срока для принятия наследства. Необходимо, чтобы существовали объективные причины, которые препятствовали наследнику узнать о смерти наследодателя и об имуществе, оставшемся после его смерти, поскольку предполагается, что, будучи родственником наследодателя, наследник должен поддерживать с ним родственные отношения, к чему обязывает нравственный долг осведомляться о жизни и здоровье родственников.

Довод Никифоровой Л.В. о намеренном сокрытии ее родственниками факта открытия наследства, в результате чего она не смогла принять наследство, суд отклоняет как несостоятельный, поскольку закон не наделяет обязанностью одних наследников информировать других наследников об открывшемся наследстве и возможности его принятия. Поддержание отношений с родственниками и принятие наследства связано с личным инициативным поведением каждого из наследников и их желанием принять наследство.

Судом также отклонен довод истицы, что по состоянию здоровья, она не могла обратиться к нотариусу в установленный шестимесячный срок, так как сама истица в судебном заседании пояснила, что на протяжении ряда лет чувствует себя тяжело, имеет ряд заболеваний, с которыми постоянно наблюдается у врачей, однако ни после смерти отца, ни в течение шести месяцев после его смерти, на стационарном лечении не находилась, вела обычный образ жизни.

С учетом изложенного выше и тех обстоятельств, что проживание Никифоровой Л.В. в другом населенном пункте, по мнению суда, не может относиться к числу уважительных причин и обстоятельств, в силу которых Никифорова Л.В. не должна была знать об открытии наследства, поскольку других заслуживающих внимания обстоятельств, воспрепятствовавших ей своевременно реализовать свои наследственные права, ею в ходе рассмотрения дела не было приведено, то оснований для восстановления ей срока для принятия наследства и признания за ней права собственности на наследственное имущество не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении иска Никифоровой Л.В. к Администрации Чудовского муниципального района, Леонтьевой С.В. и Приход О.В. о восстановлении срока для принятия наследства, признании её принявшей наследственное имущество и признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда, через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий А.А.Костяева

Мотивированное решение составлено 31 января 2011года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200