ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Котихиной А.В.,
при секретаре Володиной Е.В.,
с участием прокурора Устиновой И.В.,
представителя ответчика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Подберезская средняя общеобразовательная школа» Степановой Т.Н.,
представителя ответчика Администрации Новгородского муниципального района Кузнецовой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новгородского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Подберезская средняя общеобразовательная школа» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию № рабочих мест и получить сертификат безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Новгородского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Подберезская средняя общеобразовательная школа» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию № рабочих мест и получить сертификат безопасности, указав, что в ходе проверки соблюдения работодателями законодательства Российской Федерации об охране труда прокуратурой Новгородского района выявлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации в деятельности Учреждения, выразившиеся в том, что Учреждение имеет № рабочих места, однако их аттестация по условиям труда не проведена, сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) отсутствует. Отсутствие аттестации рабочих мест и сертификата безопасности создает угрозу жизни и здоровью работников, нарушает их права на обладание достоверной информацией о вредных факторах деятельности, о необходимых средствах индивидуальной защиты, которые способны уменьшить или предотвратить причинение вреда здоровью.
В дальнейшем к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Новгородского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Новгородского района Устинова И.В. уточнила заявленные требования и просила обязать Учреждение провести аттестацию № рабочих мест в срок до ДД.ММ.ГГГГ без возложения обязанности по получению сертификата безопасности.
Представитель ответчика МАОУ «Подберезская средняя общеобразовательная школа» Степанова Т.Н. иск признала, не оспаривая обязанность по осуществлению аттестации рабочих мест.
Представитель ответчика Администрации Новгородского муниципального района Кузнецова Н.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск также признала.
Признание иска представителем Администрации Новгородского муниципального района судом не принято, как противоречащее закону.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда в Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статьи 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 210 Трудового кодекса РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны груда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Трудового кодекса РФ).
В силу прямого указания статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569.
Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45,46 названного Порядка).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, МАОУ «Подберезская средняя общеобразовательная школа» зарегистрировано в качестве юридического лица.
Судом из материалов дела и объяснений представителя ответчика также бесспорно установлено, что в МАОУ «Подберезская средняя общеобразовательная школа» аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена.
В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Учитывая, что по смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.
Следовательно, отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда обуславливает нарушение требований вышеприведенных норм действующего законодательства.
Оценив собранные по делу доказательства и учитывая, что аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить в кратчайшие сроки, однако с соблюдением установленных требований и правил суд считает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Так как решение состоялось в пользу истца, то в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с МАОУ «Подберезская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что МАОУ «Подберезская средняя общеобразовательная школа» является автономным учреждением, учредителем которого выступает Новгородский муниципальный район. Собственником имущества школы также является муниципалитет.
Вместе с тем, учитывая, что в силу ч.2 ст.120 ГК РФ собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, суд не находит оснований к возложению на Администрацию Новгородского муниципального района субсидиарной ответственности по обязательствам МАОУ «Подберезская средняя общеобразовательная школа».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судр е ш и л:
Иск прокурора Новгородского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Подберезская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию № рабочих мест.
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Подберезская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - представление, в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения (ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий А.В.Котихина