о признании нормативно-правового акта противоречащим законодательству



Дело №2-1006/11

Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Габидулиной Э.И.,

с участием прокурора Борычевой Д.Н.

при секретаре Радченко И.С., с участием представителя Думы Великого Новгорода Мироновой Н.В., представителя Администрации Великого Новгорода Тюганкиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Великого Новгорода в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения Новгородской городской Думы от "_"___г. № «Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы» (редакция решений Думы Великого Новгорода от "_"___г. №, от "_"___г. №, от "_"___г. №, с изменениями от "_"___г.) суд,

установил:

Прокурор Великого Новгорода в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения Новгородской городской Думы от "_"___г. № «Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы» (редакция решений Думы Великого Новгорода от "_"___г. №, от "_"___г. №, от "_"___г. №, с изменениями от "_"___г.), мотивировав заявление тем, что указанное решение противоречит положениям Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации, в оспариваемом правовом акте установлено преимущество одних работников перед другими в зависимости от должностного положения при осуществлении единовременной выплаты компенсации.

В судебном заседании Борычева Д.Н. поддержала заявление прокурора Великого Новгорода по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Думы Великого Новгорода с заявлением не согласилась, суду пояснила, что Дума Великого Новгорода приняла указанное решение в пределах своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством.

Определением Новгородского районного суда от 12 января 2011г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Великого Новгорода.

Представитель Администрации Великого Новгорода с заявлением не согласилась, суду пояснила, что оспариваемое решение было принято Думой Великого Новгорода по инициативе Администрации Великого Новгорода, что не противоречит действующему законодательству.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителей Думы Великого Новгорода, Администрации Великого Новгорода, исследовав материалы дела находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Решением Новгородской городской Думы от "_"___г. № «Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы» (редакция решений Думы Великого Новгорода от "_"___г. №, от "_"___г. №, от "_"___г. №, с изменениями от "_"___г.) муниципальным служащим, замещающим в органах местного самоуправления должности муниципальной службы первого заместителя Главы администрации Великого Новгорода, управляющего делами, председателя комитета, начальника управления, начальника (заведующего) отдела органа местного самоуправления Великого Новгорода, консультанта, помощника, осуществляется единовременная выплата компенсации в размере шестимесячного денежного содержания в случае увольнения с муниципальной службы в связи с : реорганизацией органа местного самоуправления или изменением его структуры; ликвидацией органа местного самоуправления; сокращением должностей муниципальной службы; расторжением трудового договора по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса (при условии, что на день увольнения муниципальный служащий имел стаж муниципальной службы не менее пяти лет и замещал любую из вышеуказанных должностей не менее трех лет). Редакция Решения Думы Великого Новгорода от "_"___г. №. С указанной даты заявитель связывает обращение в суд с заявлением, т.е. в предусмотренный законом 3-х месячный срок.

Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Судом выяснялись полномочия Думы Великого Новгорода по принятию оспариваемого решения.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. полномочия представительных органов местного самоуправления могут быть установлены федеральными законами, законами субьектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 6 Устава муниципального образования- городского округа Великий Новгород Дума Великого Новгорода входит в структуру органов местного самоуправления Великого Новгорода и является его представительным органом.

В соответствии с Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород, ст.ст. 23-28 указанного Устава Дума Великого Новгорода в пределах своей компетенции и в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами, вправе принять решение по вопросам, касающимся жизнедеятельности Великого Новгорода или затрагивающими интересы его населения.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Оспариваемым решением Думы Великого Новгорода расширен круг оснований при расторжении трудового договора по предоставлению гарантий.

Гарантии по выплате денежной компенсации, при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, установленные оспариваемы Решением, значительно превышают гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Согласно ч.1 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Согласно ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Оспариваемое решение принято в пределах установленной законодательством компетенции.

Между тем, частью 1 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если принимается закон, либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Принимая во внимание, что данные виды расходов введены Решением Думы Великого Новгорода и ранее не были возложены на бюджет муниципального образования, суд приходит к выводу о том, что в нарушение названных положений федерального законодательства Дума Великого Новгорода не предусмотрела источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, а также порядок передачи финансовых ресурсов на эти виды расходных обязательств.

Довод представителя Администрации Великого Новгорода о том, что в силу ст. 9 Областного закона от 25.12.20007г. № 240-03 «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области» пердусмотрена возможность предоставления дополнительных гарантий муниципальным служащим за счет средств соответствующего муниципального образования, в связи с чем данные выплаты надлежит производить из муниципального бюджета, не может быть признан состоятельным.

В силу ст. 6 Федерального Закона от 08.01.1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом, минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении местных бюджетов.

Дума Великого Новгорода, устанавливая новые дополнительные гарантии для муниципальных служащих, возложила обязанность на муниципальное образование по выплате средств из муниципального бюджета, не учла положения ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации о необходимости содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Определяя, период времени, с которого оспариваемое решение противоречит федеральному законодательству, суд считает необходимым исходить из даты введения в действие на территории Российской Федерации Трудового Кодекса РФ (1.02.2002г.), т.к. данным Законом установлены гарантии для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Великого Новгорода в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Новгородской городской Думы от "_"___г. № «Об установлении дополнительных социальных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы» (редакция решений Думы Великого Новгорода от "_"___г. №, от "_"___г. №, от "_"___г. №, с изменениями от "_"___г.) с "_"___г.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья:___________________Габидулина Э.И.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200