РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Соколова С.Б.,
при секретаре Рыбаковой А.М.,
с участием истца Рябовой Н.В., представителей ответчиков ФГУ «Новгородской квартирно-эксплуатационной части района» Лавыгиной С.В., Главного Ракетно-Артиллерийского Управления МО РФ Зернова М.В., третьего лица Рябовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябовой Н.В. к ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» о признании решения ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» № 174 от 13 сентября 2010 года незаконным и обязании согласовать документы для предоставления жилья, обязании Министерства обороны РФ, Главного Ракетно-Артиллерийского Управление МО РФ предоставить жилое помещение по адресу: <адрес>
установил:
Рябова Н.В., как член семьи погибшего военнослужащего, обратилась в суд с иском к ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» о признании решения ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» № 174 от 13 сентября 2010 года незаконным и обязании согласовать документы для предоставления жилья.
Заявленные требования истица обосновала тем, что в 1989 году вступила в брак с Рябовым А.В., который погиб при исполнении обязанностей военной службы 20 октября 2000 года, его выслуга на день смерти составляла 9 лет 7 месяцев 21 день.
В настоящее время проживает по адресу: <адрес> Указанная квартира была предоставлена Рябову А.В. на семью в составе: супруги - Рябовой Н.В., дочери - Рябовой А.А. и тещи - Галаховой Н.В.
Решением жилищной комиссии в/ч 34581 Рябова Н.В. признана нуждающейся в получении жилого помещения на семью из трех человек, на основании чего Главным Ракетно-Артиллерийским Управлением МО РФ выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, для предоставления Рябовой Н.В.
Между тем, ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» направило требование командиру в/ч 34581 о необходимости отмены решения жилищной комиссии в/ч 34581 о признании Рябовой Н.В. нуждающейся в получении жилого помещения, при этом жилищная комиссия в/ч 34581 оставила прежнее решение без изменения.
Полагая, принятое решение ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» № от 13 сентября 2010 года незаконным Рябова Н.В. обратилась в суд с названным иском.
Дополнив исковые требования, Рябова Н.В. также заявила требование об обязании Министерства обороны РФ, Главного Ракетно-Артиллерийского Управление МО РФ предоставить жилое помещение по адресу: <адрес>.
Истица Рябова Н.В. исковые требования поддержала.
Возражая против удовлетворения иска, представитель ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее Учреждение) Лавыгина С.В. пояснила, что Рябову Н.В. обязаны обеспечить жилым помещением органы государственной власти Новгородской области, кроме того, Рябов А.В. не состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку на момент гибели Рябова А.В. выслуга его лет была менее 10 лет, при этом Галахова Н.В. не являлась членом его семьи.
Представитель ответчика Главного Ракетно-Артиллерийского Управления МО РФ Зернов М.В. полагал, что иск подлежит удовлетворению, поскольку семья Рябовой Н.В. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, и квартира фактически распределена истице.
Третье лицо Рябова А.А. полагала, что иск подлежит удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства обороны России, третье лицо Галахова Н.В., представитель третьего лица в/ч 34581, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее Закон) члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3.1 указанной статьи установлено, что за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
При этом лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.
Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2.1 Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" установлен порядок обеспечения жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Абзацем 2 Постановления Министерству обороны Российской Федерации поручено предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (пункт 14 статьи 15).
Из приведенных законоположений следует, что до 1 января 2005 года законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом в соответствии с пунктом 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Тем самым с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П пункт 14 статьи 15 (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, признан не соответствующим Конституции РФ.
Как установлено в судебном заседании на основании ордера № от 18 декабря 1997 года Рябову А.В., на семью из 4-х человек, его супругу - Рябову Н.В., дочь - Рябову А.А. и тещу - Галахову Н.В. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>
Согласно выписки из приказа № от 21 октября 2000 года Рябов А.В., проходивший службу по контракту водителем скреперистом технической роты, исключен из списка состава в/ч 34581 в связи со смертью, наступившей 20 октября 2000 года. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
Из справки от 17 февраля 2006 года следует, что выслуга лет Рябова А.В. составила 9 лет 7 месяцев 21 день.
На заседании жилищной комиссии гарнизона Валдай-3 в/ч 34581 8 сентября 2010 года Рябова Н.В., являющаяся вдовой Рябова А.В., и члены ее семьи Галахова Н.В., Рябова А.А. признаны нуждающимися в получении жилой площади, также принято решение о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>.
13 сентября 2010 года ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» № от 13 сентября 2010 года возвратило командиру в/ч 34581 представленный список очередников в отношении Рябовой Н.В. с целью отмены решения жилищной комиссии о предоставлении семье Рябовой Н.В., вдове военнослужащего Рябова А.В. жилого помещения.
8 октября 2010 года жилищной комиссией гарнизона Валдай-3 принято решение об оставлении решения от 8 сентября 2010 года без изменения.
Как следует из сообщения Главного Ракетно-Артиллерийского Управления МО РФ от 8 сентября 2010 года, адресованного в ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района», Рябовой Н.В. выделена для обеспечения жильем <адрес>
Также из материалов дела установлено, что Рябова Н.В., Рябов А.В. безвозмездную ссуду на приобретение жилья не получали, Рябова Н.В., Рябова А.А. и Галахова Н.В. жилых помещений на праве собственности не имеют, жилым помещением не обеспечены.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами их семей.
Соответственно в силу закона жилые помещения, расположенные на территории закрытого военного городка имеют статус служебных.
Из установленных обстоятельств и приведенных положений закона следует, что Рябова Н.В. и члены ее семьи фактически утратили право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья и сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, при этом в настоящее время они проживают в служебном помещении предоставленном на территории закрытого военного городка - г. Валдай-3.
Согласно ч.ч.1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом, осуществляющим принятие на учет, на основании поданных ими заявлений.
Такой же порядок принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащих был установлен в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений. Согласно пункту 27 Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание семья Рябовой Н.В., как вдовы погибшего военнослужащего, фактически утратили право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья и сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, с учетом конституционно-правового смысла, установленного Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П, суд приходит к выводу, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 распространяются на семью Рябовой Н.В.
Поскольку семья Рябовой Н.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном порядке, распоряжение ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» № от 13 сентября 2010 года следует признать незаконным.
Доводы представителя ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» о том, что Галахова Н.В. не являлась членом семьи Рябова А.В. не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 22 Постановления от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жилым помещением, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ.
Как установлено судом, Рябову А.В. предоставлено жилое помещение на семью из 4 человек, в том числе и на Галахову Н.В.
Из объяснений свидетелей Зернова М.В., Гогишевой М.В. следует, что с момента предоставления служебного помещения Галахова Н.В. проживала с семьей Рябова А.В., они вели совместное хозяйство.
Из содержания ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии по обеспечению военнослужащих-граждан жилыми помещениями распространяются на совместно проживающих с ними членов их семей.
По смыслу ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Из установленных обстоятельств по делу следует, что Галахова Н.В. теща Рябова А.В. вселена в занимаемое служебное жилое помещение в качестве члена его семьи, и вела с ним общее хозяйство, т.е. являлась членом его семьи.
Учитывая, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" Министерству обороны Российской Федерации поручено предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке, при этом жилое помещение по адресу: <адрес>, распределено семье Рябовой Н.В. Главным Ракетно-Артиллерийским Управлением МО РФ, с учетом положений ч.2 ст. 68 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Рябовой Н.В. подлежат удовлетворению в полном объеме, следует обязать Министерство обороны Российской Федерации, Главное Ракетно-Артиллерийское Управление МО РФ Рябовой Н.В. предоставить жилое помещение по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» № от 13 сентября 2010 года и обязать согласовать документы для предоставления жилья Рябовой Н.В. на семью в составе трех человек: Рябову Н.В., Рябову А.А., Галахову Н.В..
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Главное Ракетно-Артиллерийское Управление МО РФ Рябовой Н.В. предоставить жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 25 февраля 2011 года.
Председательствующий С.Б. Соколов