Дело № 2-1636/11 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Арзумановой Т.А.,
при секретаре Авраменко Е.Н.,
при участии истца Вурцель Л.В.,
представителя истца Колесовой Н.И.,
представителя ответчика Николаева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вурцель Л.В. к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области об обязании принять на учет для получения субсидии на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Вурцель Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (далее - Новгородстат) и обязании принять ее на учет для получения субсидии, в обоснование которого указала, что решением территориальной подкомиссии Новгородстата ей было отказано в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственному гражданскому служащему. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что общая площадь занимаемого ею жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м. Истец Вурцель Л.В. считает, что в постановке на учет ей было отказано незаконно, поскольку при рассмотрении данного вопроса не было учтено то, что занимаемое ею жилое помещение является общежитием, что общая площадь двух комнат составляет 30,3 кв.м, что всего на 30 кв.см превышает минимальный размер площади, установленной «Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года №63. твенному гражданскому служащему. На основании изложенного Вурцель Л.В. просит признать решение территориальной подкомиссии Новгородстата для рассмотрения вопросов предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и обязать территориальную подкомиссию Новгородстата произвести постановку на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственному гражданскому служащему.
В судебном заседании истец Вурцель Л.В. поддержала иск по основаниям, приведенным в исковом заявлении, в дополнение пояснила, что находящиеся в ее собственности 2 комнаты были предоставлены ей не по месту работы. В Новгородстате, где она работает более 30 лет, какое-либо жилье ей не предоставлялось. Она не настаивает на предоставлении ей субсидии по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 Правил, но полагает, что имеет такое право по другим основаниям.
Представитель истца адвокат Колесова Н.И., действующая на основании ордера, поддержала позицию истца, пояснив, что Вурцель Л.В. имеет право на получение субсидии по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 2 Правил как проживающая в общежитии. Несмотря на то, статус общежития <адрес> утратил, однако условия проживания остались прежними.
Представитель ответчика Новгородстата Николаев И.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, в возражениях сослался на то, что подкомиссия исходила из буквального смысла положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года №63, которым не предусмотрено предоставление субсидии в случае проживания в жилом помещении, не являющемся коммунальной квартирой или общежитием.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск Вурцель Л.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в качестве дополнительной государственной гарантии может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года №63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила).
Пунктом 1 названных Правил установлено, что единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим предоставляется 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Согласно пункту 2 Правил единовременная выплата предоставляется при условии, что гражданский служащий:
а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;
б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров;
в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года №378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
е) проживает в общежитии;
ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 6 Правил принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления, представляемого на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат (далее - комиссия), с приложением необходимых документов в оговоренном в этом пункте Правил объеме.
Представленные в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией (п.10 Правил).
Пунктом 17 Правил установлено, что отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.
Из письменных материалов дела судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Вурцель Л.В. была принята на работу в Вычислительный центр Новгородского областного управления статистики, который ДД.ММ.ГГГГ был преобразован в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстат) с учреждением в нем с ДД.ММ.ГГГГ должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Вурцель Л.В. осуществляет служебную деятельность в названном органе, замещая должность государственной гражданской службы Российской Федерации - ведущего специалиста-эксперта отдела информационных технологий и ресурсов.
ДД.ММ.ГГГГ Вурцель Л.В. обратилась в территориальную подкомиссию Новгородстата по рассмотрению вопросов предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с заявлением о принятии ее на учет для получения субсидии, приложив к заявлению все необходимые документы.
На заседании ДД.ММ.ГГГГ подкомиссией Новгородстата было принято решение об отказе Вурцель Л.В. в принятии на учет для получения субсидии, поскольку общая площадь занимаемого ею жилого помещения составляет более 15 кв.м на 1-го члена семьи.
Как усматривается из материалов дела, Вурцель Л.В. проживет в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении - двух изолированных комнатах, которые находятся на 5-ом этаже многоквартирного <адрес>, построенном по типу общежития и имевшего до ДД.ММ.ГГГГ статус общежития.
Помимо истца право пользования данным жилым помещением имеет ее дочь Вурцель Е.Л., которая зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по указанному адресу.
Площадь комнат составляет 17,6 кв.м и 12,7 кв.м, соответственно, что в сумме составляет 30,3 кв.м. Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на 1 члена семьи истца, составляет более 15 кв.м, а именно 15,15 кв.м, и ввиду этого право на получение единовременной субсидии по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 Правил, действительно, у нее отсутствует, о чем совершенно правильно указано в решении подкомиссии Новгородстата.
Вместе с тем, принятое подкомиссией Новгордстата решение суд считает незаконным, поскольку такое право возникло у истца по другому основанию, в частности, установленному в подпункте «д» пункта 2 Правил (проживание в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения).
В соответствии с частью 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
Из приведенной нормы закона следует, что особенностями квартиры является ее структурная обособленность от других помещений в многоквартирном доме и состав (жилые и вспомогательные помещения).
Критерием отнесения квартиры к категории коммунальных квартир является принадлежность находящихся в ней жилых помещений разным нанимателям и/или собственникам.
Как указано выше, дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение (две комнаты), построен по типу общежития. Из кадастрового плана видно, что комнаты № и № расположены на 5 этаже в обособленной части дома, находящейся в границах одного подъезда, состоящей из 16-ти жилых помещений (комнат) и вспомогательных помещений (кухни, 4-х туалетов, 2-х душевых комнат), предназначенных для общего пользования жильцами, проживающими в этих 16-ти комнатах.
Названный выше дом с ДД.ММ.ГГГГ года не имеет статуса специализированного жилья - общежития, однако до настоящего времени в нем не введена поквартирная нумерация жилых помещений, уполномоченной организацией (органом) по государственному техническому учету и технической инвентаризации не произведена соответствующая техническая инвентаризация и учет технических характеристик дома, связанных с изменением нумерации. По данным кадастрового и технического паспорта жилые помещения в данном доме учтены только в виде комнат в соответствии первичными инвентаризационными данными по общежитию, комнаты № и № частью квартиры не значатся.
В соответствии с поименованными выше Правилами (подпункты «д» и «е» пункта 2) безусловным основанием для предоставления государственному гражданскому служащему единовременной субсидии на приобретение жилого помещения является его проживание в коммунальной квартире и в общежитии. Право на получение субсидии для госслужащих, проживающих в описанных выше условиях, то есть в жилом помещении, не относящемся ни к коммунальной квартире, ни к общежитию, Правилами не предусмотрено.
Тем не менее, суд считает, что на истца должна быть распространена норма, предоставляющая право на получение единовременной субсидии по основанию, предусмотренному для проживающих в коммунальной квартире.
К такому выводу суд приходит учитывая, что по своему составу (наличие жилых и вспомогательных помещений) и признаку обособленности части (помещения) жилого дома, в котором расположены комнаты истца, от других помещений в данном многоквартирном доме, это обособленное помещение в полной мере подпадает под определение квартиры (часть 3 статьи 16 ЖК РФ), а по критерию принадлежности комнат разным собственникам и нанимателям - под определение коммунальной квартиры. Следовательно, исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и фактических условий проживания истца, суд расценивает эти условия как проживание в коммунальной квартире.
Довод представителя истца о том, что Вурцель Л.В. имеет право на получение субсидии по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 2 Правил, как проживающая в общежитии, суд считает несостоятельным. Исходя из совокупности всех положений Правил в их правовом единстве с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, право государственного гражданского служащего, проживающего в общежитии, на улучшение жилищных условий за счет предоставляемой субсидии обусловлено тем, что проживание в общежитии является временным (статья 94 ЖК РФ), а не в связи с отсутствием комфортных бытовых условий. Отсутствие таких условий, как основание для получения субсидии, предусмотрено Правилами применительно к случаям проживания в коммунальных квартирах, в которых служащие имеют постоянное жилье (подпункт «д» пункта 2 Правил).
По изложенным выше мотивам суд считает иск Вурцель Л.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Вурцель Л.В. удовлетворить.
Обязать Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области принять Вурцель Л.В. на учет для получения субсидии на приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Т.А.Арзуманова
Мотивированное решение составлено 02 марта 2011 года.