Дело № 2-1844/11 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Соколова С.Б.,
при секретаре Рыбаковой А.В.,
с участием истца Алексеевой Т.А., представителя ответчика МУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» Бровенко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Т.А. к Муниципальному учреждению Великого Новгорода «Городское хозяйство», Администрации Великого Новгорода об обязании производства капитального систем центрального отопления и горячего водоснабжения дома <адрес>,
установил:
Алексеева Т.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению Великого Новгорода «Городское хозяйство», Администрации Великого Новгорода об обязании производства капитального систем центрального отопления и горячего водоснабжения дома <адрес> (далее Дом №2).
В обоснование иска указано, что она является собственником квартиры № в Доме №2. С 1994 года Дом №2 находился на балансе и в управлении МУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» (ранее МУ «СЗ по ЖКХ»), которое надлежащим образом обязанности по обслуживанию дома не осуществляло, имелась необходимость производства капитального ремонта вышеназванных систем, при передаче дома в управление ООО «Управляющая компания №5» обязанность по выполнению капитального ремонта ответчиками не исполнена.
В судебном заседании истец Алексеева А.Т. иск поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика МУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» Бровенко Е.Ю. иск не признал, ссылаясь на письменные пояснения.
Представители ответчика Администрации Великого Новгорода, ООО «Управляющая компания №», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 1.4 "Положения о порядке предоставления населению Великого Новгорода жилищно-коммунальных услуг", утвержденного Решением Думы Великого Новгорода от 25 июля 2002 года № 387 (далее - Положение), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений единым заказчиком на жилищно-коммунальные услуги на территории города от имени Администрации города выступает управляющая организация - МУ «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Великого Новгорода».
Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании жилые помещения (пункт 1.5 Положения).
Как установлено в судебном заседании Алексеева Т.А. является собственником 1/2 доли квартиры № Дома №2 на основании договора купли продажи от 22 сентября 2006 года.
Как следует из акта №61-09 проведения внеплановых мероприятий по государственному контролю от 9 февраля 2009 года системы горячего водоснабжения и центрального отопления Дома №2 требуют проведения капитального ремонта.
По сообщению МУЖЭП №5 Великого Новгорода №214 от 10 декабря 2004 года жильцам Дома №2 сообщалось о постановке заявки на капитальный ремонт системы горячего водоснабжения.
Согласно сообщению МУ «СЗ по ЖКХ» №1579 от 24 февраля 2005 года в системе горячего водоснабжения циркуляционная линия отсутствует, срок эксплуатации стояков истек, требуется проведение работ капитального характера по замене стояков горячего водоснабжения.
Из обращения собственников Дома №2 от 14 апреля 2005 года следует, что наниматели и собственники обращались с просьбой капитального ремонта систем горячего водоснабжения и отопления.
При таких обстоятельствах, установлено, что в Доме №2 необходимо выполнить капитальный ремонт систем горячего водоснабжения и отопления.
В силу ч. 2 ст. 676 ГК Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Статьей 50 действовавшего до 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР установлено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Согласно п. 16 и 17 ранее действовавших «Правил пользования жилыми помещениями», утвержденных Постановлением Совета министров РСФСР от 25 сентября 1985 года № 415, наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; за счет наймодателя выполняются все работы по текущему и капитальномуремонту жилого дома.
Из Устава МУ «СЗ по ЖКХ» следует, что его учредителем является Администрация Великого Новгорода в лице комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города, МУ «СЗ по ЖКХ» осуществляет ремонт находящегося в его оперативном управлении имущества.
Исходя из приведенных выше норм законодательства следует, что обязанность доказать надлежащее исполнение обязанностей по управлению многоквартирным домом лежит на ответчиках, как и факт передачи дома собственникам в надлежащем состоянии.
При тех обстоятельствах, что ответчиками не доказан факт передачи дома в управление ООО «Управляющая компания №5» в надлежащем состоянии, а материалами установлена необходимость производства капитального ремонта систем горячего водоснабжения и отопления, при этом необходимость производства указанных работ подтверждалась МУ «СЗ по ЖКХ» в 2005 году, суд считает что выполнение капитального ремонта названных систем следует возложить на МУ Великого Новгорода «Городское хозяйство», ненадлежащим образом исполнявшим обязанности по техническому обслуживанию и своевременному проведению капитального ремонта указанного выше дома.
Согласно ст. 296 ГК РФ право оперативного управления включает в себя права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ частное и бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества.
Из буквального толкования вышеприведенных норм закона следует, что на собственника, которым являлась Администрация Великого Новгорода, может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения.
При таких обстоятельствах, следует возложить на Администрацию Великого Новгорода субсидиарную ответственность при недостаточности средств у МУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» по обязательствам последнего.
Разрешая вопрос о сроке выполнения капитального ремонта, суд учитывает порядок привлечения подрядных организаций к выполнению капитального ремонта, время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, проведения конкурса среди подрядных организаций, привлекаемых для исполнения муниципального заказа, специфику работ по капитальному ремонту и полагает необходимым определить этот срок до 31 марта 2012 года.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика МУ Великого Новгорода «городское хозяйство» подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой освобожден истец.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Алексеевой Т.А. к Муниципальному учреждению Великого Новгорода «Городское хозяйство», Администрации Великого Новгорода об обязании производства капитального систем центрального отопления и горячего водоснабжения дома №2 <адрес>, удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство» выполнить капитальный ремонт (замену) в доме №2 <адрес>:
-системы центрального отопления в срок до 31 марта 2012 года;
-системы горячего водоснабжения в срок до 31 марта 2012 года.
Возложить на Администрацию Великого Новгорода субсидиарную ответственность по производству капитального ремонта систем центрального отопления и горячего водоснабжения дома №2 <адрес>.
Взыскать с Муниципального учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 14 марта 2011 года.
Председательствующий: С.Б. Соколов