Дело № 2-1897/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2011 года г.Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.Б.,
при секретаре Светловой Ю.С.,
с участием заявителя помощника прокурора Великого Новгорода Борычевой Д.Н.,
представителя заинтересованного лица Думы Великого Новгорода Екимовой С.С.,
представителя заинтересованного лица Администрации Великого Новгорода Сарапанюк Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Великого Новгорода о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству пунктов 1.5, 5.1, и 5.3 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, связанных с размещением временных объектов, на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л :
Решением Думы Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, связанных с размещением временных объектов, на территории Великого Новгорода, опубликованный в городской газете «Официальный Новгород» ДД.ММ.ГГГГ № (далее Порядок).
Прокурор Великого Новгорода (далее по тексту Прокурор) обратился в суд с заявлением о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству пунктов 1.5, 5.1, и 5.3 Порядка, указав, что данные пункты нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречат действующему законодательству и нарушают права граждан. Так, п. 1.5 Порядка, предусматривающий возможность предоставления земельного участка только в аренду для целей, связанных с размещением временных объектов, противоречит ст.ст. 15, 28 ЗК РФ и нарушает права граждан на собственность; п.п. 5.1 и 5.3 содержат требования к неопределенному кругу лиц по предоставлению дополнительного пакета документов, не предусмотренных федеральным законодательством, тем самым органом местного самоуправления устанавливаются завышенные требования к лицам, обратившимся для реализации принадлежащих им прав, что образует собой коррупциогенный фактор (п.п. «а» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96).
В последующем заявитель неоднократно уточнял требования и окончательно сформулировал их следующим образом: признать недействующими и противоречащими федеральному законодательству пункты 1.5, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.3 Порядка.
В судебном заседании помощник прокурора Великого Новгорода Борычева Д.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Думы Великого Новгород Екимова С.С., действующая на основании доверенности, требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, пояснив, что Дума Великого Новгорода не возражает против признания недействующими п.п. 5.1.6, 5.1.7, 5.3 Порядка, поскольку они действительно требуют корректировки.
Представитель Администрации Великого Новгорода Сарапанюк Ю.А., действующая на основании доверенности, требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление Прокурора об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 2 Областного закона Новгородской области от 29.04.2002 года № 39-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Великого Новгорода» (далее Областной закон) правомочия собственника земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Новгородской области.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород в отношении земельных участков, занятых временными сооружениями и иных земельных участков (п.2.2 ч.2 ст. 3 Областного закона).
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование (п.1 ст. 20 ЗК РФ), и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование (п.1 ст. 24 ЗК РФ).
Согласно п.1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Исходя из анализа приведенных норм, следует, что в рамках осуществления своих полномочий собственника по распоряжению земельными участками, для целей не связанных со строительством, органу местного самоуправления не установлены ограничения по определению права, на котором буду предоставляться данные земельные участки.
Кроме того, основным принципом регулирования земельных правоотношений, установленным ст. 1 ЗК РФ, является целевое использование земли, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В связи с чем установление в нормативном правовом акте, определяющем порядок предоставления земельных участков для целей возведения и эксплуатации временных объектов, прочно не связанных с землей, то есть для деятельности, которая является временной и ограничена короткими временными рамками, предоставления земельного участка в собственность было бы нарушением основ земельного законодательства.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд считает установленным, что в оспариваемой части п.1.5 Порядка не противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства, а потому требования прокурора в указанной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ В целях управления и распоряжения земельными участками органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно оспариваемым п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.3 Порядка:
5.1. С заявлением в Комитет должны быть представлены следующие документы:
5.1.1. Обоснование примерного размера земельного участка (включая площадь земельного участка, занятого самим объектом, и площадь земельного участка, необходимого для обслуживания данного объекта);
5.1.2. Копия кадастрового паспорта земельного участка (если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости");
5.1.3. Копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня поступления заявления (для юридических лиц);
5.1.4. Копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
5.1.6. Копия заключения органа, наделенного полномочиями по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, о допустимости предоставления земельного участка для указанных целей (если земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия);
5.1.7. Копия заключения государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Великом Новгороде Новгородской области" (если земельный находится в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения);
5.1.8. Копии разрешительных документов.
5.3. Верность копий документов должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется, в случае если заявитель или его представитель лично представляет в Комитет соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования возвращается заявителю или его представителю.
Вместе с тем, федеральное законодательство (ст. 34 ЗК РФ) не содержит требований о предоставлении лицами, обращающимися с заявлением о предоставлении земельных участков, обоснований площади испрашиваемого земельного участка и копии кадастрового паспорта земельного участка (если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет). Само по себе истребование от заинтересованных лиц указанных документов сопряжено с возложением на них дополнительных обязанностей по составлению этих документов и обращению в иные учреждения, что будет являться дополнительным административным барьером для обращения в органы местного самоуправления граждан и юридических лиц с заявлениями о предоставлении земельных участков.
Как следует из объяснений представителя Думы Великого Новгорода, документы, указанные в п.п. 5.1.3 и 5.1.4 необходимы для установления правоспособности юридических лиц и граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями.
Однако с данными доводами согласиться нельзя, поскольку в силу ст.ст. 23, 49 ГК РФ правоспособность индивидуально предпринимателя возникает с момента его регистрации, а юридического лица - с момента его создания. Документами, подтверждающим регистрацию индивидуального предпринимателя и юридического лица, являются свидетельства о регистрации юридического лица и внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, а так же свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выдаваемые по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года № 439.
Оспариваемые п.п. 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.3 так же содержат требования предоставления документов, не установленных федеральным законодательством, содержание данных пунктов обязывает заинтересованных лиц провести предварительное согласование предоставления земельных участков путем обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставить нотариально удостоверенные копии, что свидетельствует об установлении органом местного самоуправления трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и юридическим лицам.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает установленным, что в оспариваемой части п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.3 Порядка
противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства.
Согласно ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, связанных с размещением временных объектов, на территории Великого Новгорода, утвержденный решением Думы Великого Новгорода № от ДД.ММ.ГГГГ, в оспариваемой части п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.3 противоречит действующему федеральному законодательству и его применение в этой части может привести к нарушению прав граждан и юридических лиц, заявление прокурора Великого Новгорода в части оспаривания п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.3 Порядка подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Великого Новгорода о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству пунктов 1.5, 5.1, и 5.3 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, связанных с размещением временных объектов, на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, связанных с размещением временных объектов, на территории Великого Новгорода, утвержденный решением Думы Великого Новгорода № от ДД.ММ.ГГГГ, в части п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.3.
В остальной части заявление Прокурора Великого Новгорода оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, 14 марта 2011 года.
Председательствующий Е.Б. Павлова