ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2010 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Надеждиной Ц.В.,
с участием
представителя истца - помощника прокурора Новгородского района Кузьмина П.А.,
представителя ответчика МАДОУ №29 «Детский сад комбинированного вида» Красильниковой А.Б., действующей на основании устава учреждения,
представителя ответчика Администрации Новгородского муниципального района Кузнецовой Н.Е., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района Калясиной Ю.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новгородского района к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению №29 «Детский сад комбинированного вида» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор Новгородского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению №29 «Детский сад комбинированного вида» (далее Детский сад) об обязании провести аттестацию 24 рабочих мест и получить сертификат безопасности. В обоснование иска указано, что в результате проверки соблюдения трудового законодательства в Детском саду, проведенной прокуратурой Новгородского района, было установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ в Детском саду не проведена аттестация рабочих мест в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. №569. Отсутствие аттестации рабочих мест, а также сертификата безопасности в Учреждении создает угрозу жизни и здоровью работников, нарушает их права на обладание достоверной информацией о вредных факторах их деятельности, о необходимых средствах индивидуальной защиты, которые способны уменьшить или предотвратить вред здоровью.
Ответчик, не соглашаясь с заявленными требованиями, представил письменные возражения, согласно которым проверка деятельности Детского сада проведена прокуратурой с нарушением требований действующего законодательства, при отсутствии каких-либо оснований для ее проведения. Кроме того, Детским садом была проведена аттестация рабочих мест в соответствии с ранее действующим Порядком в ноябре 2006 года. В настоящее время все необходимые требования безопасности в Детском саду выполняются. В 2011 году планируется аттестация мест в соответствии с новым Порядком при условии наличия финансирования на эти цели.
Определением суда от 13 декабря 2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Комитет образования Администрации Новгородского муниципального района.
Определением суда от 30 декабря 2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Новгородского муниципального района.
Впоследствии прокурор изменил заявленные требования, просил установить срок выполнения требований по аттестации мест - до 01.01.2012 года, а также отказался от исковых требований в части обязания получить сертификат безопасности.
Определением от 7 февраля 2011 года отказ от иска в указанной части принят судом.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Новгородского района исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МАДОУ №29 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика - Администрации Новгородского муниципального района иск не признала, пояснив, что пятилетний срок действия аттестации рабочих мест, проведенной Детским садом в ноябре 2006 года, в настоящее время не истек, в связи с чем, оснований для обязания в судебном порядке провести повторную аттестацию не имеется.
Представитель третьего лица - Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района полагала исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - Государственной инспекции по труду в Новгородской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором полагает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело без участия представителя Инспекции.
На основании ч.1 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Инспекции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статье 6 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны груда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 ТК РФ).
В силу прямого указания статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569.
Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45, 46 названного Порядка).
Как установлено в судебном заседании, МАДОУ №29 «Детский сад комбинированного вида» зарегистрировано в качестве юридического лица.
Судом из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, установлено, что в МАДОУ №29 «Детский сад комбинированного вида» имеется 24 рабочих места.
В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
По смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.
Следовательно, отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда обуславливает нарушение требований вышеприведенных норм действующего законодательства.
Согласно представленным документам в МАДОУ №29 «Детский сад комбинированного вида» 5 ноября 2006 года проведена аттестация рабочих мест по 13 работникам, занятых на указанных рабочих местах.
На момент проведения указанной аттестации действовало Положение о порядке проведения аттестации и рабочих мест по условиям труда, утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №12 от 14 марта 1997 года.
Согласно п. 1.5 указанного Положения, сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
Постановление от 14 марта 1997 года N 12 утратило свою силу с 1 сентября 2008 года на основании Приказа Минздравсоцразвития от 27 августа 2008 г. N 454н.
В настоящее время действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569.
Согласно ч.5 Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. То есть, установлен тот же срок проведения аттестации, который предусматривался и Постановлением от 14 марта 1997 года.
При этом, положения указанного Порядка, утвержденного Приказом от 31.08.2007 N 569, не отменяют все юридические последствия аттестации рабочих мест, проведенных в соответствии с Постановлением №12 от 14 марта 1997 года и не содержат обязания производить повторную аттестацию рабочих мест по условиям труда (переаттестацию) в связи с отменой Постановления №12 от 14 марта 1997 года.
Данное обстоятельство указано и в ответе Государственной инспекции труда по Новгородской области на запрос суда.
Таким образом, в настоящее время в МАДОУ №29 «Детский сад комбинированного вида» надлежащим образом проведена аттестация 13 рабочих мест. Срок их аттестации заканчивается лишь в ноябре 2011 года. Соответственно, оснований для обязания в судебном порядке провести повторную аттестацию данных рабочих мест не имеется.
Между тем, аттестация остальных 11 рабочих мест в порядке, установленном как Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №12 от 14 марта 1997 года, так и Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 в Детском саду не проводилась. При этом, аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить в кратчайшие сроки, с соблюдением установленных требований и правил.
Соответственно, в указанной части, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что МАДОУ №29 «Детский сад комбинированного вида» является автономным учреждением, учредителем которого выступает Новгородский муниципальный район. Собственником имущества школы также является муниципалитет. Статус автономного учреждения Детский сад приобрел на основании Распоряжения Администрации Новгородского муниципального района от 03.11.2009 г. №395-рг «О создании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №29 «Детский сад общеразвивающего вида» д. Лесная.
В силу ч.2 ст.120 ГК РФ собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
В то же время, поскольку обязанность Детского сада провести аттестацию 11 рабочих мест возникла до его преобразования в автономное учреждение, а именно с момента издания Приказа Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», суд полагает необходимым возложить на Администрацию Новгородского муниципального района субсидиарную ответственность по обязательствам МАДОУ №29 «Детский сад комбинированного вида» по аттестации 11 рабочих мест.
Так как решение состоялось в пользу истца, то в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика МАДОУ №29 «Детский сад комбинированного вида» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Новгородского района к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению №29 «Детский сад комбинированного вида» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №29 «Детский сад комбинированного вида» в срок до 01 января 2012 года провести аттестацию 11 рабочих мест, аттестация которых не была проведена в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №12 от 14 марта 1997 года.
При недостаточности денежных средств у Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №29 «Детский сад комбинированного вида» возложить на Администрацию Новгородского муниципального района субсидиарную ответственность по обязательствам Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №29 «Детский сад комбинированного вида» в срок до 1 января 2012 года провести аттестацию 11 рабочих мест.
Взыскать с Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №29 «Детский сад комбинированного вида» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - представление, в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 25 февраля 2011 года.
Председательствующий: И.В. Щеглов