18 апреля 2011 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Габидулиной Э.И.,
при секретаре Радченко И.С.,
с участием истца Демина В.В.,
представителя ответчика Соловьева А.М.,
представителя третьего лица Новгородского поисково-спасательного отряда-филиала СЗ РПСО МЧС России- поиска и спасания на водных объекта Фокеева О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демина В.В. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить пенсию,
у с т а н о в и л :
Демин В.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) (далее - Управление) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что "_"____г. он обратился в Управление с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что стаж его работы с особыми условиями труда составляет более 15 лет. Протоколом-решением заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от "_"____г. № ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как в стаж его работы с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды работы с "_"____г. по "_"____г. в должности спасателя <должность> МЧС России и с "_"____г. по "_"____г. в должности <должность> СЗ* регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, с "_"____г. по "_"____г. года - в Н* поисково-спасательном отряде - филиале С* МЧС России, так как указанные подразделения не входят в организационную структуру Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций не подтверждено.
В судебном заседании Демин В.В. исковые требования уточнил просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с "_"____г. по "_"____г. в должности <должность> Н* областной поисково-спасательной службы МЧС России и с "_"____г. по "_"____г. в должности <должность> обособленного поисково-спасательного подразделения СЗ* регионального поисково-спасательного отряда МЧС России (после переименования Н* Поисково-спасательном отряде - филиале СЗ* регионального поисково-спасательного отряда МЧС России), назначить трудовую пенсию по старости с "_"____г..
Представитель ответчика Соловьев А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал по мотивам, изложенным в решении комиссии Управления.
Представитель третьего лица исковые требования на стороне истца поддержал, полагая, что имеются законные основания для удовлетворения требований истца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Согласно Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшему до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спасатели, постоянно трудившиеся в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчиненности этих служб и формирований (пункт "л" части первой статьи 12 и статья 78.2).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Так, в соответствии с п.п.16 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", действующего с 01 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций по достижению возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 №702, предусматривающим должность спасателя.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил, средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Согласно правовой дефиниции, содержащейся в указанной правовой норме, аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, а именно: спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
При этом закон не предусматривает возможности назначения трудовой пенсии по старости спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №551-О-П, согласно которому досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран.
Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, с "_"____г. по "_"____г. Демин В.В. работал в должности <должность> Н* областной поисково-спасательной службы МЧС России, с "_"____г. по "_"____г. - в должности <должность> обособленного поисково-спасательного подразделения СЗ* регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, а с "_"____г. по "_"____г. - в Н* поисково-спасательном отряде - филиале С* МЧС России.
Судом также установлено, что в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР №114-1 от 17.07.1990г. и №606 от 27.12.1990г. был образован Российский корпус спасателей.
В соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.1991г. №221 был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которого были переданы Комитеты туристических и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров, (постановление Правительства РФ №528 от 23.07.1992г., приказ ГК по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР №98 от 03.08.1992г.).
В дальнейшем, Указом Президента РФ от 10.01.1994г. №66 Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно Временному Положению о поисково-спасательной службе Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному приказом МЧС РФ №141 от 13.03.2000г. ПСС МЧС России является правопреемницей поисково-спасательной службы ГК РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.07.1992г. № 528 на базе туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров.
ПСС МЧС России является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).
В ПСС МЧС России входят, в том числе, областные поисково-спасательные службы.
В соответствии с Приказом МЧС России от 17.01.2003 №22 "Об утверждении Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утверждены Положение о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Перечень региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
К таким подразделениям в соответствии с Положением о поисково-спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС от 28.01.2002 N32, относятся поисково-спасательные формирования МЧС России: региональные поисково-спасательные отряды, республиканские, краевые, областные поисково-спасательные службы, действующие на основании положений или уставов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что как Новгородская областная поисково-спасательная служба МЧС России, так и Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России (включая его структурные подразделения) входили и входят в организационную структуру МЧС России.
Доводы представителя Управления относительно отсутствия доказательств, подтверждающих участие истца в ликвидации чрезвычайных ситуаций также не могут быть приняты во внимание судом по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Документом, подтверждающим участие в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, является книжка спасателя, которая предназначена для учета его участия в этих работах.
Согласно книжки спасателя в спорные периоды истец принимал участие в устранении последствий аварий природного и техногенного характера, в частности, взрывов, наводнений, ураганов, лесных пожаров, последствий ДТП, розлива нефтепродуктов и т.п.
Также судом не принимается довод представителя ответчика о том, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж Демина В.В., так как работодателем указанные периоды отражены страхователем по сведениям персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования без указания льготы. Данная обязанность возложена действующим законодательством на работодателя, неисполнение надлежащим образом указанной обязанности работодателем, не может служить основанием для нарушения прав истца. Более того как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица, сведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования с указанием льготы не принимались ответчиком до "_"____г. В настоящее время решается вопрос о корректировке указанных сведений.
Таким образом, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд полагает спорные периоды подлежащими включению в специальный стаж истца для назначения пенсии
Согласно ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Из объяснений сторон и письменных материалов дела, в судебном заседании установлено, что Демин В.В. обратился в Управление с заявлением о назначении пенсии и со всеми необходимыми документами "_"____г.. При этом его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на эту дату достиг 15 лет, поэтому суд считает необходимым обязать Управление досрочно назначить истцу трудовую пенсию по старости с указанного дня.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Управления в пользу Демина В.В. А.В. надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск Демина В.В. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить пенсию удовлетворить.
Признать отказ ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) от 19.102010г. в назначении досрочной трудовой пенсии Демину В.В. - незаконным.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) включить Демину В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с "_"____г. по "_"____г. в должности <должность> Н* областной поисково-спасательной службы МЧС России и с "_"____г. по "_"____г. в должности <должность> обособленного поисково-спасательного подразделения СЗ* регионального поисково-спасательного отряда МЧС России (после переименования Н* Поисково-спасательном отряде - филиале СЗ* регионального поисково-спасательного отряда МЧС России).
Обязать ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) досрочно назначить Демину В.В. трудовую пенсию по старости с "_"____г..
Взыскать с ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в пользу Демина В.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Председательствующий Габидулина Э.И.