о включении отпуска по уходу за ребенком в трудовой стаж



Дело № 2-2080/11 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

09 марта 2011 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Котихиной А.В.,

при секретаре Беловой А.Н.,

с участием истицы Степановой М.Г.

представителя ответчика Мешковой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой М.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) об обязании включить период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

у с т а н о в и л :

Степанова М.Г. "дата". по "дата" работала в должности учителя <данные изъяты> школы № <адрес>.

"дата" года Степанова М.Г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) (далее - Управление) с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (ранее - пенсия за выслугу лет), по тем основаниям, что стаж её педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет более 25 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от "дата" года Степановой М.Г. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как в стаж её педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - специальный стаж), не был включен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с "дата". по "дата" по тем мотивам, что отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не включаются в стаж работы, дающей право на назначение пенсии на льготных условиях. Поскольку специальный стаж педагогической работы Степановой М.Г. составил 23 года 06 месяцев 18 дней (при необходимых 25 годах), то у Управления не имелось оснований для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости.

Считая решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, Степанова М.Г. обратилась в суд с иском к Управлению об обязании ответчика включить в стаж её педагогической работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением от "дата" года, ссылаясь на то, что указанное выше время подлежит включению в стаж её педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку положение о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не засчитывается в стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных условиях, было введено с "дата" года, а отпуск по уходу за ребенком был предоставлен ей до внесения изменений в ст.167 КЗоТ РФ.

В судебном заседании Степанова М.Г. иск поддержала по указанным выше мотивам.

Представитель ответчика Мешкова И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, изложенным в Решении Комиссии.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Степановой М.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года (далее - Закон №173 ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067, и аналогичного Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, время работы в должности учителя в школах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

До принятия названных Списков действовали другие Списки (Перечни) работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия в связи с педагогической деятельностью (за выслугу лет) и соответствующие Правила (Положения) исчисления выслуги лет.

Так, в частности, Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (действующего в спорный период времени) был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно п. 1 Перечня, период работы в должности учителя в средних школах засчитывался в педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 также утвержден соответствующий Список, которым предусмотрено, что в стаж педагогической деятельности включалась работа в качестве учителя в школах всех наименований.

Исходя из указанных нормативных актов, работа в школах всех наименований в должности учителя включалась и включается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе гражданина С., в определении №320-О от 05 ноября 2002 года, следует, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, обозначенной в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также в ряде его определений, ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, при разрешении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуска по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулирующими данные отношения на момент предоставления этих отпусков.

В соответствии с п.10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года N 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из п.2 принятого в развитие данного Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 4/11 от 30 марта 1970 года "О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 года) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Первоначальная редакция ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившая в силу с 01 января 1972 года, также предусматривала возможность включения дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного матери по уходу за ребенком до достижения им возраста один год, в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижениям им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного Постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 6 июля 1982 года N 7/10-30 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", в соответствии с п. 6 которого время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Право на включение в льготный стаж полутора лет по уходу за ребенком у матерей возникло на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22 августа 1989 года №667. Данным постановлением с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком была увеличена до достижения им трехлетнего возраста.

Такой порядок существовал до 06 октября 1992 года, когда с учетом изменений, внесенных в КЗоТ РФ Законом РФ от 25.09.1992 года №3543-1, отпуска по уходу за детьми не стали включаться в стаж, дающий право на льготную пенсию.

Следовательно, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1, ранее действовавшее законодательство предусматривало включение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из объяснений истицы, письменных материалов гражданского дела установлено, что Степанова М.Г. находилась в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с "дата". по "дата".

Таким образом, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет был предоставлен истице до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1.

Следовательно, исходя из вышеприведенной позиции Конституционного Суда РФ период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с "дата". по "дата". подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно ст. 19 Закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено выше, Степанова М.Г. обращалась в Управление с заявлением о назначении пенсии и со всеми необходимыми документами "дата" года, при этом стаж её педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на эту дату составлял более 25 лет, следовательно, надлежит обязать Управление назначить истице пенсию с указанного дня.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Управления в пользу Степановой М.Г. надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Кроме того, надлежит возвратить Степановой М.Г. излишне уплаченную государственную пошлину в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Степановой М.Г. удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период нахождения Степановой М.Г. в отпуске по уходу за ребенком с "дата" года по "дата" года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) досрочно назначить Степановой М.Г. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28 сентября 2009 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в пользу Степановой М.Г. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Возвратить Степановой М.Г. из местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб., уплаченную по чеку-ордеру № от "дата" года.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий Котихина А.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200